Наш сайт находится в отладочном режиме. Пожалуйста, сообщайте об ошибках на почту:

Блоги сообщества

Здесь мы делимся своим опытом, наработками, мыслями
5 мин. займёт чтение (1037 слов)

Группа 10. Ответственность и обязанность. Гиперответственность. Мнимая ответственность. Уход от ответственности.

----8aaf6773d3fce202224b4ded2a5b2e2d

Ответственность - это осознание своей причастности ко всем происходящим внутренним и внешним процессам, ощущение движущей силой и первоисточником себя самого.

Уровень принятия ответственности связан с инициациями человека. Ребенок взрослея и изменяя свой статус привыкает быть ответственным за себя и свои проявления. Важную роль в этом процессе несомненно несут родители и очень хорошо, когда в процессе воспитания участвуют дедушки и бабушки, когда ребенок с детских лет видит родовую цепочку, преемственность и изменение статуса членов Рода. В современном мире мы многое потеряли, постоянная опека детей, отсутствие общественных инициаций и их размытие не позволяет формирующейся личности поэтапно обретать, а что самое важное осознавать свою ответственность. Наши предки воспитывая мальчиков проводили обряды: имянаречение, сажание на коня, посвящение в охотники, посвящение в войны. В советское время ответственность была тесно связана с инициацией в обществе, выстраивалась четкая цепочка: октябренок, пионер, комсомолец, коммунист. Все инициативные переходы сопровождались обрядовыми действиями, ритуалами, зачитыванием клятвы, повязываннием галстука, вручением значка или билета. Ребенок, взрослея и постепенно расширяясь, увеличивал зону своей ответственности становясь более причастным к деятельности общества, к ощущению себя его частью.

Не правда ли, как все изменилось, девочки похожие на мальчиков, мальчики, ведущие себя как девочки, безвольные взрослые, неспособные понять и определить свои цели и задачи в жизни. Современное общество деформируясь само деформирует подходы к воспитанию подрастающего поколения, меняя отношение к ответственности заменяя его на обязанность.

В условиях отсутствия внутреннего стержня и четких родовых программ стало всеобщей необходимостью обязывать и принуждать человека к действиям. Трудовые договора и брачные контакты, служебные обязанности и договора купли-продажи, сертификаты подтверждения качества и лицензии, уголовные и административные кодексы, сотни и тысячи документов принуждающих и заставляющих быть ответственным и соблюдать общественную мораль. Грустно!!!

Обязанность – это вынужденная ответственность, обремененная внешними факторами, когда центр принуждения быть ответственным находиться снаружи. Когда человек старается быть ответственным для кого то или для чего то, ожидая оценки своих усилий, похвалы, одобрения со стороны общественности.

Ну я же несу обязательства перед своим мужем, утверждает моя коллега. Я должна: воспитывать детей, быть хорошей хозяйкой и не изменять ему. Ведь это обязанность? На самом деле ответ довольно прост и понятен. Измена мужу и что удерживает от её совершения? В случае ответственности – это внутреннее побуждение, в случае обязанности - это внешний фактор разоблачения измены. Стержень внутри, твоя совесть, стержень снаружи – общественное порицание.

У другой моей коллеги дочка, двенадцатилетняя девочка, получила инсульт. Болезнь пришла к ней во сне, вместе с сновидением вовремя которого она сдавала экзамены. Её сознание даже во время отдыха во сне не смогло освободиться от действия жизни-разрушающей программы. Отличница во время учебы в школе и институте, впитала семейную программу гиперответственности и желания быть лучшей от своей бабушки и мамы. Постоянное внешнее воздействие и удержания внимания ребенка на его обязанности учиться, своеобразная инициация и посвящение в школьники, сформировала стереотипы поведения и устойчивые психосоматические рефлексы. Мы взрослые работаем, а ты обязана или обязан учиться. Вспомните эту фразу, она произносились почти в каждой семье, более того мы сами её произносили побуждая ребенка к учебе. Именно так в голову ребенка вкладывается программа, которая при совсем незначительном перекосе превращается в жизни-разрушающую, когда учеба и хорошие оценки становятся для него превыше всего.

Гипер или повышенная ответственность – это излишний центризм по отношению к себе в требовательности к качеству ожидаемого результата. Гиперответственность очень тесно перекликается с перфекционизмом, навязчивым стремлением к совершенству. Можно даже сказать, что это видимые части одной и той же программы или взгляд на одно и тоже с другой стороны.

Еще одну зону ответственности хотелось бы отразить - это мнимая ответственность. Когда человек берет на себя ответственность за то, что ему не принадлежит, за то что в его зону ответственности не входит. Напоминаю, ответственность - это когда в центре «Я». Мы не можем заставить человека быть ответственным, мы лишь можем принудить и обязать его, ограничивая его волю и свободу.

Мой сын пьет, сокрушаясь говорит моя соседка, я уже не знаю, что мне с ним делать. Делать мне с ним, а ведь делать можно лишь только с собой. Другого человека, в каких бы близких отношениях вы не находились, мы можем только обязать. Алкоголизм - это больная тема современного общества. Сколько матерей и жен берут на себя мнимую ответственность за исправление своих близких, навешивая на себя жизни-разрушающую программу.

Мнимая ответственность или взятие чужой ответственности рождает бытовой паразитизм, когда член семьи начинает играть роль «кровососа», сидящего на энергоресурсе своей жертвы, умело манипулируя чувством вины.

Во взаимоотношениях людей четко просматриваются законы сохранения и превращения энергии. Если один из членов социума, в семье или на работе, начинает брать на себя ответственности больше, то второй свою ответственность начинает отдавать. И нечего в данной ситуации вздыхать и взывать кого-то к совести, вы сами нарушаете природные законы сохранения и превращения энергии.

В другой ситуации, изначально один член социума не берет на себя положенную для него ответственность, второй под действием программы «хороший человек» эту ответственность подхватывает и несет за себя и того парня. Помните, как в русской сказке про взаимоотношения между лисой и волком: «битый - небитого везет».

Моя родственница, женщина в возрасте 60 лет, жалуясь на жизнь, говорила о том, что у неё все плохо. Правительство плохо управляет страной, у нас плохие дороги, у меня плохой сын и неблагодарные внуки. Молодежь одевается в невесть что. У меня плохое здоровье и постоянное нарушение ритма сердца. Мои попытки, прервать поток негативной информации и перевести разговор в позитивное русло ни к чему не привели, она с удивительной настойчивостью возвращала разговор в тему обвинения всех и вся, нещадно ругая и черня все что попадается на язык.Человек уходящий от ответственности, как и в случае с моей родственницей центрирует внутренний на внешний мир, вне себя, становясь пассивным потребителем всего того, что с ним происходит. Она ждет приятия окружающего пространства, сама не принимая его.

Ответственность – многоуровневое и многогранное понятие, позволяющее осмыслить и ощутить себя одновременно субъектом и объектом происходящих событий. Взять ответственность – это значит, стать Творцом. Я творец своего собственного пространства, от меня и только от меня зависит состояние моего тела и моё здоровье. От мня зависит моя работа, взаимоотношения в моей семье, то какие жизненные установки получат мои дети. Все, что происходит с нами зеркально отображает нашу психосоматику, наше настроение. Наш внутренний и внешний мир, как два сообщающихся сосуда переносят своё содержание, постоянно смешиваясь и изменяя друг друга. Каждый из нас как художник раскрашивает мир своими красками и цветами, меняет и формирует реальность в которой живет.

Введите какой-нибудь текст ...

Введите какой-нибудь текст ...

3

Читайте также:

 
  Ваш текущий доступ не позволяет просматривать комментарии в этом разделе