Блоги сообщества
Здесь мы делимся своим опытом, наработками, мыслями
14 мин. займёт чтение
(2833 слов)
«Целостность. О чем это для меня». Группа 3.
Наша группа трудится с темой «Движения к целостности». Мы планируем цикл статей из наших наработок и выводов в личном труде. Начнем с трактовки понятия для каждого из нас. В конце статьи для читателей сайта краткие сведения о том, как «целостность» объясняли известные психологи.
Также от нас упражнения на самодиагностику.
Упражнение 1. Почувствовать. Порассуждать.
1. Насколько я цельный человек (по моим чувствам)?
2. Живу ли я в ладу с собой?
3. Моё отношение к себе?
4. Если бы мне предложили завершить фразы «Жизнь — это…», «Жить — это…», что было бы написано мной вместо троеточий?
Упражнение 2. Напишите, не думая, первые ассоциации, которые придут вам, когда вы прочтете слова ниже. Пишите, не задумываясь, первое, что приходит:
Я / Семья / родители /мама / папа / дети / мужчины / женщины / деньги / отношения / душа / призвание / предназначение
Работа с возвращением своей целостности — это дар, возможность. Это то, что ведет к преображению личности на пути развития и совершенствования. Если этот труд проделать, человек выходит на новый уровень своего развития, зрелости, мудрости. Наша группа в пути...
Исследование участников группы №3
Ирина Панкина
Если рассматривать целостность как процесс, то вынуждена признать, что практически всю сознательную жизнь двигалась в противоположную сторону. То есть постепенно, но уверенно мои действия, поступки и даже мысли запускали процесс потери целостности. Я бы сказала, расцелостности (как расчеловечивания). Конечно, не намеренно, не осознанно. По мере рассмотрения понятия целостности, определений и формулировок именитых психологов все больше нахожу этому подтверждение. Но есть и положительный, я бы сказала, обнадеживающий и радостный момент – это возможность разобраться в причинах, выявить травмирующие ситуации, негативные установки, внутренние противоречия, определить задачи, принять и осознать соответствующие уроки. И, конечно, теплая, искренняя атмосфера в группе, колоссальная поддержка, общие цели и сила намерений очень помогают в работе.
Работа над развитием качеств, характеризующих целостность человека, дает возможность проявить истинное Я, позволяет жить собственной жизнью. Основную задачу для себя вижу в навыке чувствовать связь с собой, своими желаниями, потребностями, в способности их проявлять. Также необходимо проработать несоответствие между «Я-реальным» и «Я-идеальным».
Работа над развитием качеств, характеризующих целостность человека, дает возможность проявить истинное Я, позволяет жить собственной жизнью. Основную задачу для себя вижу в навыке чувствовать связь с собой, своими желаниями, потребностями, в способности их проявлять. Также необходимо проработать несоответствие между «Я-реальным» и «Я-идеальным».
Павел Бойков
Что для меня целостность? Целостность: Цель, Целый, Единый. Отсутствие противоречий как внутри, так и вовне. Быть в принятии и понимании происходящих процессов.
Для меня целостность — это когда Лена не кричит на детей. Точнее, если кричит, то меня это не раздражает. В эти моменты я в принятии и осознании того, что и для чего это происходит. Если рядом весь мир «рушится», а я спокоен. Целостность — это понимание происходящих процессов и отсутствие страха за будущее. Жизнь в радости от настоящего, от того, что с тобой происходит на здесь и сейчас. То есть радость жизни. Радоваться своему труду, он мне нравится, он приносит мне удовлетворение. Я не переживаю за материальную составляющую, с верой в Творца, что всё зависит только от меня. Что-то вроде состояния Троичности, когда Душа, Дух, Тело развиваются гармонично, пребывая в равновесном состоянии.
1. Насколько я цельный человек (по моим чувствам)? Первое желание написать, что у меня всё плохо с целостностью, это из детства, наверно, есть у меня такая привычка жаловаться, чтобы пожалели, что ли! Думаю, что с целостностью у меня всё плохо! Если исходить из гармоничного состояния, как думаю, так и чувствую, так и делаю. С этим тоже сложно, мои мысли меня опережают, сомнения загружают, а чувства скрыты и нет согласованности между ними. А потому опоры вовне на чужое мнение.
2. Живу ли я в ладу с собой? Судя из вышеописанного пункта 1, мне еще много надо трудиться, чтобы была гармония внутри. Опять же не всё так плохо. Я в гармонии, когда наблюдаю за своими детьми, люблю их как умею! Я считаю, что я в целом счастливчик, мне во многом везёт по жизни, с окружением, с семьёй, с женой. Лена — моя половинка, и когда я иногда выбираюсь из забот земных, например написать ДЗ! То задаюсь таким вопросом: «А ты счастлив?» То ответ приходит сам собой. Да, я счастливый человек. И от этого внутри появляется состояние благодарности, любви, счастья, целостности. Т.е. всё как всегда. Целостность для меня — это моё состояние любви к себе.
3. Моё отношение к себе? Нелюбовь. Я над этим тружусь, но не так всё гладко получается!
4. Если бы мне предложили завершить фразы «Жизнь — это…», «Жить — это…». Что было бы написано мной вместо троеточий? Жизнь — это труд. Жить непросто!
Конечно, не всё так критично, как я написал. Бывают приливы и моменты счастья, когда я в труде и счастлив от этого, от результатов своего труда! В такие моменты я горжусь собой, радуюсь настоящему, счастливые моменты общения в кругу семьи. Радость от достигнутых результатов. Смотрю на своих детей, и опять гордость внутри, это тоже мой труд, моё решение и мои результаты, и в такие моменты я принимаю их любыми (детей). Понимая, что я не зря живу на этой планете. Мне от таких мыслей и тепло, и спокойно, и страхи уходят о будущем. Материальные заботы уходят на второй план. В очередной раз хочется благодарить и дарить любовь окружающему миру: группе, координатору этой группы, сотне и Мининым.
Для меня целостность — это когда Лена не кричит на детей. Точнее, если кричит, то меня это не раздражает. В эти моменты я в принятии и осознании того, что и для чего это происходит. Если рядом весь мир «рушится», а я спокоен. Целостность — это понимание происходящих процессов и отсутствие страха за будущее. Жизнь в радости от настоящего, от того, что с тобой происходит на здесь и сейчас. То есть радость жизни. Радоваться своему труду, он мне нравится, он приносит мне удовлетворение. Я не переживаю за материальную составляющую, с верой в Творца, что всё зависит только от меня. Что-то вроде состояния Троичности, когда Душа, Дух, Тело развиваются гармонично, пребывая в равновесном состоянии.
1. Насколько я цельный человек (по моим чувствам)? Первое желание написать, что у меня всё плохо с целостностью, это из детства, наверно, есть у меня такая привычка жаловаться, чтобы пожалели, что ли! Думаю, что с целостностью у меня всё плохо! Если исходить из гармоничного состояния, как думаю, так и чувствую, так и делаю. С этим тоже сложно, мои мысли меня опережают, сомнения загружают, а чувства скрыты и нет согласованности между ними. А потому опоры вовне на чужое мнение.
2. Живу ли я в ладу с собой? Судя из вышеописанного пункта 1, мне еще много надо трудиться, чтобы была гармония внутри. Опять же не всё так плохо. Я в гармонии, когда наблюдаю за своими детьми, люблю их как умею! Я считаю, что я в целом счастливчик, мне во многом везёт по жизни, с окружением, с семьёй, с женой. Лена — моя половинка, и когда я иногда выбираюсь из забот земных, например написать ДЗ! То задаюсь таким вопросом: «А ты счастлив?» То ответ приходит сам собой. Да, я счастливый человек. И от этого внутри появляется состояние благодарности, любви, счастья, целостности. Т.е. всё как всегда. Целостность для меня — это моё состояние любви к себе.
3. Моё отношение к себе? Нелюбовь. Я над этим тружусь, но не так всё гладко получается!
4. Если бы мне предложили завершить фразы «Жизнь — это…», «Жить — это…». Что было бы написано мной вместо троеточий? Жизнь — это труд. Жить непросто!
Конечно, не всё так критично, как я написал. Бывают приливы и моменты счастья, когда я в труде и счастлив от этого, от результатов своего труда! В такие моменты я горжусь собой, радуюсь настоящему, счастливые моменты общения в кругу семьи. Радость от достигнутых результатов. Смотрю на своих детей, и опять гордость внутри, это тоже мой труд, моё решение и мои результаты, и в такие моменты я принимаю их любыми (детей). Понимая, что я не зря живу на этой планете. Мне от таких мыслей и тепло, и спокойно, и страхи уходят о будущем. Материальные заботы уходят на второй план. В очередной раз хочется благодарить и дарить любовь окружающему миру: группе, координатору этой группы, сотне и Мининым.
Иванна Гринчук
Для меня быть целостной личностью – это быть в гармонии со своими чувствами, мыслями и поступками. Иметь не противоречивые ценности и цели, а также жить в соответствии с ними.
Начиная работу в группе, я отметила, что отношусь к себе без особой любви и принятия, а также считаю жизнь тяжелой, мир вокруг небезопасным. Жить в соответствии со своими ценностями для меня было важно и опасно. Ставить свои цели по чувству и двигаться к ним – сложно и тяжело. Уже позже появилось много других открытий и пониманий, в чем для меня моя целостность и как проявляется её отсутствие.
Поделюсь здесь своими ассоциациями из упражнения 2, которые меня удивили. Ведь писала я первое, что приходит, не размышляя. Семья – противоречия/Родители – есть, знание, что они есть, — от этого хорошо/Мама – тяжесть/Папа – слабость/Дети – умиление и усталость/Мужчины – жалость и страх/Женщины – грусть.
Труд в теме Целостности постепенно дает мне ответы на возникшие к себе вопросы. Почему рядом с таким важным понятием как семья, которое дарит счастье, я написала противоречие? Или мужчины, воплощение силы, мужества, — это еще и про жалость и страх для меня? Но этот опыт понимания себя — уже следующая статья, которую мы планируем обязательно написать.
Мне импонируют слова Б. Бреннан: «Процесс исцеления человека в действительности есть акт наполнения его собственной энергией. Это ваш сугубо личный путь, созданный вами и никем другим, переход в другое состояние, инструмент, равного которому не сможет создать никто, кроме вас». Эти слова стали неким маячком для меня на пути к целостности. А опыт, наработанный участниками Сотни, и пространство группы — помощью и поддержкой.
Начиная работу в группе, я отметила, что отношусь к себе без особой любви и принятия, а также считаю жизнь тяжелой, мир вокруг небезопасным. Жить в соответствии со своими ценностями для меня было важно и опасно. Ставить свои цели по чувству и двигаться к ним – сложно и тяжело. Уже позже появилось много других открытий и пониманий, в чем для меня моя целостность и как проявляется её отсутствие.
Поделюсь здесь своими ассоциациями из упражнения 2, которые меня удивили. Ведь писала я первое, что приходит, не размышляя. Семья – противоречия/Родители – есть, знание, что они есть, — от этого хорошо/Мама – тяжесть/Папа – слабость/Дети – умиление и усталость/Мужчины – жалость и страх/Женщины – грусть.
Труд в теме Целостности постепенно дает мне ответы на возникшие к себе вопросы. Почему рядом с таким важным понятием как семья, которое дарит счастье, я написала противоречие? Или мужчины, воплощение силы, мужества, — это еще и про жалость и страх для меня? Но этот опыт понимания себя — уже следующая статья, которую мы планируем обязательно написать.
Мне импонируют слова Б. Бреннан: «Процесс исцеления человека в действительности есть акт наполнения его собственной энергией. Это ваш сугубо личный путь, созданный вами и никем другим, переход в другое состояние, инструмент, равного которому не сможет создать никто, кроме вас». Эти слова стали неким маячком для меня на пути к целостности. А опыт, наработанный участниками Сотни, и пространство группы — помощью и поддержкой.
Андреев Андрей
Иногда, чтобы понять или увидеть другую сторону, я рассматриваю значение слов с противоположной стороны. Противоположность целостности — разделённость или фрагментарность. В группе «Движение к целостности» шаг за шагом мы искали свои части, кто-то искал осколки. Мы все разные, кто-то разбился, а кто-то разобрался через свои травмы или события, но каждый искал способ стать вновь целым.
Вновь...
На определённом этапе своей жизни я думал, что «меня разбирают» на части обстоятельства. Тонкая ловушка, удобная. Переложив всю ответственность на событие, а не на себя. Как будто «что-то» или «кто-то» имеет право за меня выбирать. Где тогда мой выбор? Неужели я могу выбрать путь быть всегда не целым? Могу, если я обвиняю обстоятельства, и не могу, если я понимаю, что я и есть выбор.
Я пришёл сюда целым, и для того чтобы уйти целым, нужно в какой-то момент разобраться на части. Иначе в чём тогда развитие? Мне с дедушками нужен новый опыт для рода. Там же, наверху, я принимаю решение разобраться на 100 маленьких частей или несколько, но больших. Другими словами, в моей жизни будет 100 психологических травм или несколько, решаю я сам. Прилетев на землю, я исполняю свой же замысел.
Я верю в то, что прихожу сюда изначально целым. Потому что мне нужно знать это чувство.
С первых дней на земле я понимаю, что могу получить любовь двумя способами. Первый — это давать безусловную любовь. Второй — это отдать частичку себя и тоже получить любовь. Со временем я начал понимать, что способ отдать частичку себя работает быстрее. В юности у меня вообще не было времени на созидание безусловной любви, это долго, энергии много, и я готов раздавать себя до бесконечности. К 30-35 годам я настолько привык ко второму способу, что про силу первого уже и забыл, и только внутренняя пустота начинала разворачивать к изначальному замыслу. Собрать все части в целое.
Когда я отдавал часть себя в какой-то опыт, эта часть окрашивалась в другой цвет или принимала другую форму. Условно, если я отколол от себя зелёный треугольник, то при возврате своей частички и принятии этого опыта мне вернётся фиолетовый ромб. Через это я понимаю, что мне не собрать себя точь-в-точь такого же, каким пришёл. Наверно, в этом и есть смысл — пересобрать себя через принятие нового опыта.
Быть целым, но уже другим.
Движение к целостности может быть, только если ты понимаешь, что разделён или не собран, и для меня было важным увидеть, что я сам себя разобрал, а не какие-то там события. Мне нравится замысел этой игры. Я уже собрал несколько частей себя в нашей группе! Хер его знает, что с некоторыми частями делать сейчас.., но впереди та целостность, которую я ещё никогда не чувствовал. Она гораздо шире, ровно такая.., как мы с дедушками и задумали.
Вновь...
На определённом этапе своей жизни я думал, что «меня разбирают» на части обстоятельства. Тонкая ловушка, удобная. Переложив всю ответственность на событие, а не на себя. Как будто «что-то» или «кто-то» имеет право за меня выбирать. Где тогда мой выбор? Неужели я могу выбрать путь быть всегда не целым? Могу, если я обвиняю обстоятельства, и не могу, если я понимаю, что я и есть выбор.
Я пришёл сюда целым, и для того чтобы уйти целым, нужно в какой-то момент разобраться на части. Иначе в чём тогда развитие? Мне с дедушками нужен новый опыт для рода. Там же, наверху, я принимаю решение разобраться на 100 маленьких частей или несколько, но больших. Другими словами, в моей жизни будет 100 психологических травм или несколько, решаю я сам. Прилетев на землю, я исполняю свой же замысел.
Я верю в то, что прихожу сюда изначально целым. Потому что мне нужно знать это чувство.
С первых дней на земле я понимаю, что могу получить любовь двумя способами. Первый — это давать безусловную любовь. Второй — это отдать частичку себя и тоже получить любовь. Со временем я начал понимать, что способ отдать частичку себя работает быстрее. В юности у меня вообще не было времени на созидание безусловной любви, это долго, энергии много, и я готов раздавать себя до бесконечности. К 30-35 годам я настолько привык ко второму способу, что про силу первого уже и забыл, и только внутренняя пустота начинала разворачивать к изначальному замыслу. Собрать все части в целое.
Когда я отдавал часть себя в какой-то опыт, эта часть окрашивалась в другой цвет или принимала другую форму. Условно, если я отколол от себя зелёный треугольник, то при возврате своей частички и принятии этого опыта мне вернётся фиолетовый ромб. Через это я понимаю, что мне не собрать себя точь-в-точь такого же, каким пришёл. Наверно, в этом и есть смысл — пересобрать себя через принятие нового опыта.
Быть целым, но уже другим.
Движение к целостности может быть, только если ты понимаешь, что разделён или не собран, и для меня было важным увидеть, что я сам себя разобрал, а не какие-то там события. Мне нравится замысел этой игры. Я уже собрал несколько частей себя в нашей группе! Хер его знает, что с некоторыми частями делать сейчас.., но впереди та целостность, которую я ещё никогда не чувствовал. Она гораздо шире, ровно такая.., как мы с дедушками и задумали.
Юрий Михин
Целостность человека — это внутреннее единство, согласованность и гармония всех аспектов личности: мыслей, чувств, ценностей, убеждений, слов и поступков. Состояние цельности — когда человек не разделен внутренними конфликтами, лицемерием или самообманом.
Это не просто честность перед другими, но прежде всего подлинность перед самим собой.
Целостность — это состояние внутренней гармонии, силы и подлинности, достигаемое через глубокое самопознание, принятие всех своих частей, четкое определение своих ценностей и мужественное следование им в жизни.
Это путь постоянного выравнивания себя, требующий осознанности, ответственности и честности перед самим собой. Это не идеал недостижимого совершенства, а динамичный процесс становления более интегрированной, аутентичной и сильной личностью.
Обретение целостности — это пожизненный путь, а не конечный пункт.
Я считаю, что основным стержнем в целостном человеке является его вера. Именно вера формирует или укрепляет те глубинные убеждения и ценности, которые являются ядром целостной личности.
Без веры во что-то высшее (Бог, Истина, Справедливость, Любовь, Разум, Прогресс) ценности могут казаться относительными, условными, что подрывает их силу как внутреннего компаса. Вера позволяет человеку совершать невозможное с точки зрения обычного человека, не имеющего такой внутренней опоры. Вера является объединяющей силой для всех аспектов личности, становится тем центром, вокруг которого выстраиваются мысли, чувства, поступки, ценности, цели, помогает найти смысл в испытаниях и страданиях (как путь очищения, испытания, роста, служения), что предотвращает внутренний раскол, озлобление или отчаяние, сохраняя личность цельной даже в аду (ярчайший пример — Виктор Франкл в концлагере). (Советую почитать.)
Непоколебимая вера — это не пассивное ожидание чуда, а активная, мощнейшая внутренняя сила. Она:
1. Снимает внутренние блоки (страхи, сомнения).
2. Мобилизует скрытые резервы организма и психики.
3. Фокусирует волю и действие на цели с невероятной интенсивностью и настойчивостью.
4. Придает сверхчеловеческую стойкость перед лицом любых препятствий и страданий.
5. Вдохновляет и притягивает необходимые ресурсы и людей.
Итог:
Именно через это тотальное, вдохновленное верой действие и происходит «материализация невозможного» — воплощение в земной реальности того, во что верит человек, преодоление пределов, установленных для «обычного» сознания.
Это высшее проявление ЦЕЛОСТНОСТИ, где вера, воля и действие слиты воедино.
Это не просто честность перед другими, но прежде всего подлинность перед самим собой.
Целостность — это состояние внутренней гармонии, силы и подлинности, достигаемое через глубокое самопознание, принятие всех своих частей, четкое определение своих ценностей и мужественное следование им в жизни.
Это путь постоянного выравнивания себя, требующий осознанности, ответственности и честности перед самим собой. Это не идеал недостижимого совершенства, а динамичный процесс становления более интегрированной, аутентичной и сильной личностью.
Обретение целостности — это пожизненный путь, а не конечный пункт.
Я считаю, что основным стержнем в целостном человеке является его вера. Именно вера формирует или укрепляет те глубинные убеждения и ценности, которые являются ядром целостной личности.
Без веры во что-то высшее (Бог, Истина, Справедливость, Любовь, Разум, Прогресс) ценности могут казаться относительными, условными, что подрывает их силу как внутреннего компаса. Вера позволяет человеку совершать невозможное с точки зрения обычного человека, не имеющего такой внутренней опоры. Вера является объединяющей силой для всех аспектов личности, становится тем центром, вокруг которого выстраиваются мысли, чувства, поступки, ценности, цели, помогает найти смысл в испытаниях и страданиях (как путь очищения, испытания, роста, служения), что предотвращает внутренний раскол, озлобление или отчаяние, сохраняя личность цельной даже в аду (ярчайший пример — Виктор Франкл в концлагере). (Советую почитать.)
Непоколебимая вера — это не пассивное ожидание чуда, а активная, мощнейшая внутренняя сила. Она:
1. Снимает внутренние блоки (страхи, сомнения).
2. Мобилизует скрытые резервы организма и психики.
3. Фокусирует волю и действие на цели с невероятной интенсивностью и настойчивостью.
4. Придает сверхчеловеческую стойкость перед лицом любых препятствий и страданий.
5. Вдохновляет и притягивает необходимые ресурсы и людей.
Итог:
Именно через это тотальное, вдохновленное верой действие и происходит «материализация невозможного» — воплощение в земной реальности того, во что верит человек, преодоление пределов, установленных для «обычного» сознания.
Это высшее проявление ЦЕЛОСТНОСТИ, где вера, воля и действие слиты воедино.
Евгения Бызова
Что для меня «целостность»?
Для меня это оказалась, в первую очередь, троичность при универсальной картине мира.
Но...
Вначале я, как обычно, пошла через «а как это было до меня?», историю.
Кто... Как... из «великих» понимал или объяснял это понятие/состояние.
Чуть ниже в статье их понимание целостности.
По моему видению, часто у тех, кто изучал целостность, присутствует двоичность в связи с неполной КМ или просто КМ однобокая, не универсальная.
Однако я согласна с тем, что обретение целостности — это про постоянный процесс, про осознанное проживание, про «здесь и сейчас». Это про «что чувствую, то говорю, а что говорю, то и делаю».
А ещё это про меня, которая понимает и осознаёт, что происходит в моменте. Какие защиты психики включаются, какие программы «высунули свой нос» и хотят порулить.
Из собственного опыта:
Как только я теряю состояние баланса/гармонии между «мысли-чувства-действия», то всё начинает идти наперекосяк.
Или же как только выхожу из осознанного состояния и поддаюсь влиянию программ, та же история — потеря своей целостности.
После чего я чувствую себя не очень хорошо и морально, и физически.
Можно ли быть целостным человеком? Да. И не просто можно, а нужно к этому стремиться.
А как это сделать и что может нам в этом помочь — это уже следующая статья 😉
Для меня это оказалась, в первую очередь, троичность при универсальной картине мира.
Но...
Вначале я, как обычно, пошла через «а как это было до меня?», историю.
Кто... Как... из «великих» понимал или объяснял это понятие/состояние.
Чуть ниже в статье их понимание целостности.
По моему видению, часто у тех, кто изучал целостность, присутствует двоичность в связи с неполной КМ или просто КМ однобокая, не универсальная.
Однако я согласна с тем, что обретение целостности — это про постоянный процесс, про осознанное проживание, про «здесь и сейчас». Это про «что чувствую, то говорю, а что говорю, то и делаю».
А ещё это про меня, которая понимает и осознаёт, что происходит в моменте. Какие защиты психики включаются, какие программы «высунули свой нос» и хотят порулить.
Из собственного опыта:
Как только я теряю состояние баланса/гармонии между «мысли-чувства-действия», то всё начинает идти наперекосяк.
Или же как только выхожу из осознанного состояния и поддаюсь влиянию программ, та же история — потеря своей целостности.
После чего я чувствую себя не очень хорошо и морально, и физически.
Можно ли быть целостным человеком? Да. И не просто можно, а нужно к этому стремиться.
А как это сделать и что может нам в этом помочь — это уже следующая статья 😉
Краткие сведения о том, как «целостность» объясняли известные психологи. (доклад Евгении Бызовой)
Психологи убеждены: успеха в жизни чаще достигают целостные личности. Такого человека не раздирают внутренние конфликты и противоречия, которые мешают двигаться вперед. Он не тратит силы на борьбу с самим собой, а потому способен на выдающиеся результаты.
Целостность — тот компонент адаптивного интеллекта, который объединяет и усиливает все остальные.
Целостность личности — качество многогранное. Прежде всего, это внутренняя согласованность мыслей, чувств и поступков. Чаще всего эти три сферы вступают в конфликт из-за непроработанных детских травм. Исследовательница Андреа Дрэгичи из Политехнического университета Бухареста отмечает, что разрушить целостность может, например, школьный буллинг. Его жертвы начинают видеть себя через призму оскорблений, избегают общения и теряют доверие к миру. В долгосрочной перспективе это мешает здоровому развитию и формированию идентичности. Человек теряет связь с собой и своими желаниями, а травма уходит в бессознательное, порождая неадаптивное поведение — агрессию или постоянные обвинения в адрес других.
Карл Густав Юнг считал, что в таком состоянии человек отдаляется от своей «самости» — истинного «Я», центра личности. По его мнению, обретение целостности — главная цель индивидуации, процесса становления личности. Юнг связывал этот путь с гармонизацией ключевых архетипов (таких как Персона, Тень, Анима / Анимус), которые формируют наше мировосприятие. Обычно каждый архетип стремится доминировать, но у цельной личности они пребывают в гармонии. Именно в этом единстве противоположностей и заключается «самость». Юнг полагал, что поддерживать этот хрупкий баланс — задача почти невыполнимая, но именно она необходима для духовного роста.
Человек, который чувствует связь с собой, своими желаниями и эмоциями, уверенно движется к цели. Невротики, напротив, этой связи лишены. По мнению Карен Хорни, ученицы Юнга и выдающегося психоаналитика, человек, раздираемый внутренними конфликтами, постепенно отчуждается от своих истинных чувств. Он не ощущает себя хозяином своей жизни, будто теряет право на собственные решения. В отличие от него, целостная личность, которая находится в контакте со своим «подлинным Я», хранит верность своим ценностям, противостоит манипуляциям и не растрачивает энергию на поиск внешних врагов.
Идею целостности развивал один из основателей гуманистической психологии Карл Роджерс. Он предложил понятие «конгруэнтности» — соответствия между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Чем больше разрыв между этими образами, тем сильнее человек тревожится и тем меньше он доволен жизнью. Он надевает маски и прибегает к психологическим защитам, чтобы скрыть это несоответствие. И наоборот, когда опыт и самооценка совпадают, личность становится конгруэнтной. Роджерс называл таких людей «полноценно функционирующими» — по сути, обретшими целостность. Такой человек открыт новому опыту, доверяет своим чувствам и живет настоящим.
Достичь целостности, по мнению психолога Эрика Эриксона, можно после успешного прохождения восьми психосоциальных стадий развития. Последняя из них так и называется — «целостность против отчаяния». На этом этапе, в поздней взрослости, человек оглядывается на прожитую жизнь. Если он принимает ее со всеми победами и поражениями, он обретает мудрость и чувство завершенности. По Эриксону, целостность проявляется в четкой иерархии мотивов и способности примирять конфликтующие части психики. Это дает ощущение легкости в принятии решений и способствует личностному росту.
Незаменимо это качество и в экстремальных ситуациях. ИсследователиВ. Никитенко, И. Рыжова, О. Шапуровв своей работеотмечают, что психологическая целостность помогает сохранять ясность ума и эмоциональную стабильность в условиях стресса и неопределенности. Это качество не только позволяет быстрее адаптироваться к новым обстоятельствам, но и служит психологическим «щитом», который снижает риск развития посттравматических расстройств.
Обретение целостности — это не разовое действие, а постоянный процесс, требующий осознанной работы над собой. По мнению Валерия Гута, основателя Института Адаптивного Интеллекта, целостность дает человеку подлинную власть над собой и возможность жить собственной жизнью. Он подчеркивает, что развивать это качество необходимо основательно и поэтапно, и предлагает несколько направлений для такой работы:
Осознавать и разрешать внутренние конфликты. Главный враг целостности — внутренний конфликт. Важно разбираться в механизмах психологических защит, которые могут быть неадаптивными. Постоянное их использование создает иллюзию безопасности, но в итоге деформирует личность. Задача — осознанно переходить на более зрелые стратегии совладания с реальностью.
Развивать самопознание и рефлексию. Эффективным инструментом становится регулярная рефлексия, ведение дневника эмоций и состояний. Анализ своих чувств и их связи с событиями прошлого помогает лучше изучить себя и приблизиться к своей «самости».
Принимать все стороны своей личности. Важно научиться принимать свои теневые стороны, включая недостатки и комплексы. Попытки «изгнать» или «победить» их приводят лишь к тому, что они уходят глубже в бессознательное и начинают управлять поведением оттуда.
Развивать способность выбирать и действовать. Целостная личность не избегает трудностей, а воспринимает их как вызовы. Необходимо переводить энергию из саморазрушения и поиска виноватых в конструктивное действие, даже если проблема кажется непреодолимой.
Структурировать внутренний мир и ставить цели. Это подразумевает выстраивание четкой иерархии мотивов. Большая, осмысленная цель помогает организовать всю психическую энергию и направить ее в одно русло. Тогда все части личности начинают работать синхронно, как слаженный оркестр.
Конечно, эти рекомендации не заменят глубинной работы с психотерапевтом, особенно при наличии серьезных травм. Однако они могут стать отправной точкой на пути к обретению целостности. Это качество не только помогает справляться с трудностями, но и позволяет полнее реализовать свой потенциал, делая жизнь ярче и осмысленнее.
Целостность — тот компонент адаптивного интеллекта, который объединяет и усиливает все остальные.
Целостность личности — качество многогранное. Прежде всего, это внутренняя согласованность мыслей, чувств и поступков. Чаще всего эти три сферы вступают в конфликт из-за непроработанных детских травм. Исследовательница Андреа Дрэгичи из Политехнического университета Бухареста отмечает, что разрушить целостность может, например, школьный буллинг. Его жертвы начинают видеть себя через призму оскорблений, избегают общения и теряют доверие к миру. В долгосрочной перспективе это мешает здоровому развитию и формированию идентичности. Человек теряет связь с собой и своими желаниями, а травма уходит в бессознательное, порождая неадаптивное поведение — агрессию или постоянные обвинения в адрес других.
Карл Густав Юнг считал, что в таком состоянии человек отдаляется от своей «самости» — истинного «Я», центра личности. По его мнению, обретение целостности — главная цель индивидуации, процесса становления личности. Юнг связывал этот путь с гармонизацией ключевых архетипов (таких как Персона, Тень, Анима / Анимус), которые формируют наше мировосприятие. Обычно каждый архетип стремится доминировать, но у цельной личности они пребывают в гармонии. Именно в этом единстве противоположностей и заключается «самость». Юнг полагал, что поддерживать этот хрупкий баланс — задача почти невыполнимая, но именно она необходима для духовного роста.
Человек, который чувствует связь с собой, своими желаниями и эмоциями, уверенно движется к цели. Невротики, напротив, этой связи лишены. По мнению Карен Хорни, ученицы Юнга и выдающегося психоаналитика, человек, раздираемый внутренними конфликтами, постепенно отчуждается от своих истинных чувств. Он не ощущает себя хозяином своей жизни, будто теряет право на собственные решения. В отличие от него, целостная личность, которая находится в контакте со своим «подлинным Я», хранит верность своим ценностям, противостоит манипуляциям и не растрачивает энергию на поиск внешних врагов.
Идею целостности развивал один из основателей гуманистической психологии Карл Роджерс. Он предложил понятие «конгруэнтности» — соответствия между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Чем больше разрыв между этими образами, тем сильнее человек тревожится и тем меньше он доволен жизнью. Он надевает маски и прибегает к психологическим защитам, чтобы скрыть это несоответствие. И наоборот, когда опыт и самооценка совпадают, личность становится конгруэнтной. Роджерс называл таких людей «полноценно функционирующими» — по сути, обретшими целостность. Такой человек открыт новому опыту, доверяет своим чувствам и живет настоящим.
Достичь целостности, по мнению психолога Эрика Эриксона, можно после успешного прохождения восьми психосоциальных стадий развития. Последняя из них так и называется — «целостность против отчаяния». На этом этапе, в поздней взрослости, человек оглядывается на прожитую жизнь. Если он принимает ее со всеми победами и поражениями, он обретает мудрость и чувство завершенности. По Эриксону, целостность проявляется в четкой иерархии мотивов и способности примирять конфликтующие части психики. Это дает ощущение легкости в принятии решений и способствует личностному росту.
Незаменимо это качество и в экстремальных ситуациях. ИсследователиВ. Никитенко, И. Рыжова, О. Шапуровв своей работеотмечают, что психологическая целостность помогает сохранять ясность ума и эмоциональную стабильность в условиях стресса и неопределенности. Это качество не только позволяет быстрее адаптироваться к новым обстоятельствам, но и служит психологическим «щитом», который снижает риск развития посттравматических расстройств.
Обретение целостности — это не разовое действие, а постоянный процесс, требующий осознанной работы над собой. По мнению Валерия Гута, основателя Института Адаптивного Интеллекта, целостность дает человеку подлинную власть над собой и возможность жить собственной жизнью. Он подчеркивает, что развивать это качество необходимо основательно и поэтапно, и предлагает несколько направлений для такой работы:
Осознавать и разрешать внутренние конфликты. Главный враг целостности — внутренний конфликт. Важно разбираться в механизмах психологических защит, которые могут быть неадаптивными. Постоянное их использование создает иллюзию безопасности, но в итоге деформирует личность. Задача — осознанно переходить на более зрелые стратегии совладания с реальностью.
Развивать самопознание и рефлексию. Эффективным инструментом становится регулярная рефлексия, ведение дневника эмоций и состояний. Анализ своих чувств и их связи с событиями прошлого помогает лучше изучить себя и приблизиться к своей «самости».
Принимать все стороны своей личности. Важно научиться принимать свои теневые стороны, включая недостатки и комплексы. Попытки «изгнать» или «победить» их приводят лишь к тому, что они уходят глубже в бессознательное и начинают управлять поведением оттуда.
Развивать способность выбирать и действовать. Целостная личность не избегает трудностей, а воспринимает их как вызовы. Необходимо переводить энергию из саморазрушения и поиска виноватых в конструктивное действие, даже если проблема кажется непреодолимой.
Структурировать внутренний мир и ставить цели. Это подразумевает выстраивание четкой иерархии мотивов. Большая, осмысленная цель помогает организовать всю психическую энергию и направить ее в одно русло. Тогда все части личности начинают работать синхронно, как слаженный оркестр.
Конечно, эти рекомендации не заменят глубинной работы с психотерапевтом, особенно при наличии серьезных травм. Однако они могут стать отправной точкой на пути к обретению целостности. Это качество не только помогает справляться с трудностями, но и позволяет полнее реализовать свой потенциал, делая жизнь ярче и осмысленнее.
Stay Informed
When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.