Блоги сообщества
Группа 1. Что такое привязанность и как она работает
Всех приветствуем!
Мы с группой приступили к важнейшей теме – привязанности. Труд по книге Д. Машковой помогает нам проанализировать собственный детский опыт и получить базовые знания о роли значимых взрослых в жизни малыша. Для детей привязанность - первичная потребность, основа основ. Без привязанности к своему взрослому ребенок не в состоянии выжить. Природой в младенце заложена «программа самоуничтожения» на случай, если некому о нем позаботиться. У ребенка, брошенного взрослыми, блокируется развитие, падает иммунитет, включается подсознательная установка «я никому не нужен». Ресурсы его организма быстро истощаются без родителей, которые призваны защищать.Привязанность формируется постепенно – начиная с внутриутробного периода – в ежедневном взаимодействии взрослого и малыша.
Надежная привязанность становится предпосылкой для гармоничного поведения, благополучия, здоровья, прочных отношений и успешности в будущем. Нарушенная привязанность будет отражаться на внутренней и социальной жизни человека, являясь причиной конфликтов, проблем в личной жизни, бед, зависимостей, болезней и криминального поведения. Как только мы понимаем это, сразу становится ясно, что основная ценность для гармоничного развития человека – это заботливое и любящее отношение родителей с детства. Даже раньше: с момента зачатия.
Иванна Г.
Читая книгу я вспоминала как мама рассказывала о моем раннем детстве. И ловила ощущения от нее усталости, забот, волнения за меня что я целый день без мамы, потому что она на работе. Теперь мне более менее стало понятно почему в яслях я заболела и так болела, что родителям пришлось отвезти меня в деревню к бабушке. Этот опыт моего детства помог мне прислушиваться к себе и растить детей до школы самой, без помощи садика. У меня был какой то ужас – отдать ребенка так рано куда то и на долго. Я рада что слушала себя, интуитивно делая как понимала. И мне очень полезно было во время работы с группой над темой привязанности понять откуда у меня такое предубеждение. Ведь даже на разные развивалки я начинала водить детей уже почти в школьном возрасте, не раньше. До этого – только сама, только со мной дома. Принимала что тогда были такие времена, понимала родителей и давала место моим каким то детским реакциям, которые остались в подсознании – так бывает. Благодарила себя что каждый раз выбирала по чувству свою роль как мамы с детьми, максимально погружение в нее, отодвигая свой профессиональный рост. Как хорошо что времена изменились и это стало возможным.
Еще горький вопрос дисциплины для младенцев. Труд по книге проявил у меня сочувствие к женщинам, которые верили в это утверждение, что воспитывать надо с пеленок. И воспитывать не любовью и близостью, а дисциплиной. Я вспоминала как к примеру моя мама эмоционально играет с детьми, прям живет с ними в разных прибаутках, считалочках . Я видела с братом и по внукам и не сомневаюсь, что также было со мной. И убеждение о воспитании младенцев которое во времена ее молодости было частью образования - противоречит ее внутреннему порыву. Благодарна, что через ее пример и имея возможность осознанно подходить к роли мамы я опираюсь именно на свои чувства, отметая научные догмы там, где они мне не близки.
Благодарю группу и себя за осознания и совместный труд.
Мы с группой приступили к очень значимой теме-привязанность. Эта тема в какой-то мере позволила детально изучить наше детство, наш собственный детский опыт и получить базовые знания о роли значимого взрослого в жизни ребенка.
При выполнении заданий и прочтении уроков я убедилась в собственных размышлениях и чувствах, что малышам для жизни и развития недостаточно пищи, тепла и удовлетворения физиологических потребностей, ребенку с первых дней жизни нужен глубокий эмоциональный контакт со значимым взрослым, в этом, как я и узнала из уроков и заключается суть научного открытия, сделанного Джоном Боулби (выдающийся английский учёный, классик психологии развития.)
Для меня важно было осознать и принять тот факт, что нет никакой инструкции, правил "как растить ребенка", но есть способы сделать жизнь малыша более счастливой и безопасной. Как по мне надежная привязанность является фундаментом на котором строится гармоничное поведение, благополучие, здоровье, прочные отношения и успех в будущем. А если нарушить эту привязанность, то это скажется на внутренней и социальной жизни будущего уже взрослого человека.
Запомнились фразы "нельзя "испортить" ребенка осознанной любовью, зато его можно "сломать" безразличием", "лучший способ сделать детей хорошими-сделать их счастливыми"-хочу поделиться этими цитатами из книги, вдруг возникнет желание прочесть эту книгу или откликнутся эти слова также сильно, как мне.
Для меня неопытной мамы, было открытием, что в книге есть рекомендации, которые соответствуют моим внутренним ощущениям и сложившимся чувствам в процессе моего первого начинающегося и продолжающегося материнства: много сказано про дисциплину (устаревшие рекомендации кормить по часам, запреты брать на ручки, чтобы "не привыкали"); уделено внимание и раскрыто понятие ложной установки "государство воспитает лучше".
Я чувствую, что ребенку необходимо внимание, тепло, чтобы через доверие к взрослому у малыша формировалось надежное будущее, доверие к всему миру, доверие к людям. Еще интересным было увидеть воочию результаты эксперимента "каменное лицо" (https://youtu.be/EjWG8w1RDQo?si=T7vI79rqHMPlgw5d), я еще раз убедилась, что маленькие дети очень тяжело и болезненно воспринимают потерю эмоционального контакта со значимым взрослым, они нуждаются в нем. Интересно было наблюдать за своими чувствами, за собой, которые поднимались при просмотре.
Благодарю группу за возможность трудиться и обмениваться опытом!
Пусть приведённые цитаты и мои размышления по этой теме укутают душу теплом и смыслом, что "я-самая лучшая мама для своего ребенка".
https://youtu.be/EjWG8w1RDQo?si=T7vI79rqHMPlgw5d
Марина В.
Мы подошли к главе "Привязанность". Вообще когда стала читать эту главу, то начинала её читать несколько раз. Встречала жёсткость, как раньше приходилось родителям отдавать рано в ясли. Как нянечки уставали и чтобы облегчить себе жизнь устраивали проветривания. Мне больно.
Сейчас я начинаю понимать как важен для ребёнка контакт с мамой, папой в первые месяцы жизни, как важен период беременности, планирования беременности, первые годы жизни ребёнка. Я это чувствую. Как ребёнку важно внимание от мамы. Он словно наблюдает за реакциями мамы и всё чувствует, воспринимает, как его здесь ждали или не ждали, как он важен, как о нём заботятся, что мир безопасен, мир желает ему добра, заботится о нём. И эту заботу выражают Папа и Мама. Безусловную любовь и принятие идёт через Маму, что она рядом, просто любит, просто заботится, оказывается рядом, выполняет просьбы, что необходимо малышу. Как сам посыл от Вселенной "я здесь, я рядом, я помогу, я забочусь о тебе, я тебя люблю!"
И это состояние расслабленности, принятия, помогает поддерживать Папа. Он оберегает Жену и ребёнка, беря на себя обязательства во внешнем мире, заботится о их безопасности, обеспечивает их и просто оберегает их.
И поэтому Мама может расслабиться и погрузиться в их любовь с малышом. Просто расслабиться и быть рядом. Малыш очень чувствует состояние Мамы и Папы.
И Папа когда говорит малышу "я так тебя люблю! Я очень тебя ждал!"
Я так это чувствую. И очень благодарю за то, что к нам пришли Души, человеки, наш сын младший и старший сын. Это чудо!
И как важна эмоциональная связь Родителей с ребёнком. Они как бы отражают ему своей улыбкой, что мы тебя ждали, мир тебя любит!
Ещё хотелось сказать, что состояния бывают разные. Что у меня не всегда получается улыбаться. Я так же стараюсь отдыхать, восстанавливаться.
Со старшим сыном я проговаривала, когда у меня не получалось улыбаться и даже сложно было показать какую-то эмоцию, что я просто устала, чтобы он не брал на себя моё состояние, порой такое хмурое лицо у меня бывало, и бывает, кажется.
Поясняю ему это. Что я люблю. Просто порой не бывает сил отображать радость.
И так же ещё тружусь с собой, расставляя приоритеты внутри себя. Что мне важна наша семья, муж, дети. Что сейчас я убираю телефон, слежу за тем, куда уходит моё внимание. Что лучше отдохну. А потом мы снова начнём, продолжим наше общение с детьми, с мужем. Мне важен ещё собственный отдых и восстановление. Понять своё состояние, что со мной происходит. Так я наполняюсь и готова поделиться любовью и вниманием с близкими. Благодарю!
Людмила С.
Разбирая тему привязанности в работе по книге "Азбука счастливой семьи", помимо важности привязанности для наших детей, я увидела и важность этой привязанности для нас самих к родителям в детстве, привязанности к маме. И как важны эти воспоминания тëплых моментов из детства, воспоминания о любви между родителям, о любви родителей ко мне, маленькой девочке. На такие воспоминания можно опереться, можно брать там силу и благодарность. Хранить бережно эти воспоминания в уютном уголочке своего сердца.
И пусть нет дома разносолов, пусть до порядка не всегда руки доходят, но как же важно чтоб хватало ресурса на эмоциональную близость с детьми, на поддержание привязанности наших маленьких крошек. Пусть не всегда, все мы люди. Но создать нашим детям тëплые воспоминания о любви папы и мамы, о том, что родители их любят и рады им. Чтоб нашим детям тоже можно было опереться на эти тëплые воспоминания.
Анна У.
Продолжаем в группе читать книгу Азбука счастливой семьи, подошли к теме Привязанность. Очень важная тема, я бы сказала даже одна из основ. Это о том, что ребёнку с первых дней нужен эмоциональный контакт со значимым взрослым.
Ребёнок считывает состояние мамы. Если мама спокойна, уравновешена, гармонична, то и ребёнок себя так же чувствует. И наоборот. Это я очень хорошо вижу по себе и дочке сейчас. Эту взаимосвязь. Для комфортного эмоционального развития ребёнка важно, чтобы взрослый рядом был в состоянии, в ресурсе.
Привязанность формируется в то время, когда ребёнок находится в утробе матери.
Открытием стало, что новорожденному не нужна дисциплина. Это придумано ради комфорта взрослых и идеи вырастить удобного ребёнка. Тут я почувствовала, что всё делаю правильно, так как нужно для меня и для дочки сейчас. Делала больше неосознанно, но после прочтения книги укрепилась в своей правоте. Это и про совместный сон, и про советы врачей и бабушек старой закалки кормить по часам и про то, что не берите на ручки - а то приучите, поревет - устанет и уснёт и тому подобное. Такие советы, на которые я сейчас смотрю сквозь пальцы и пропускаю мимо ушей и делаю так, как считаю лучше для нас с дочкой. И теперь понимаю откуда это у прошлого поколения и почему наши мамы, бабушки следовали этим советам (оказывается теорию привязанности не допустили в СССР, детей в ясли в три месяца и на работу).
Ещё увидела, что у мамы и папы, скажем так, разные функции. В книге говорится, что первый год своей жизни ребёнок должен провести на руках у любящих взрослых. Близость и естественное взаимодействие с мамой, которую поддерживает и защищает отец. И тут мне так же стало более понятно про взаимодействие мамы и папы с ребёнком. Прочитав книгу, и особенно те примеры, которые приводит автор, появилась благодарность за то, что я имею сейчас, за возможность самостоятельно воспитывать своих детей, за возможность находиться с ними рядом, видеть первые улыбки, первые шаги, первые слова, за возможность чувствовать и слышать себя, и благодарность мужу за поддержку и защиту нашей семьи.
Благодарю группу за совместное изучение этой книги!
When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.