Блоги сообщества

Здесь мы делимся своим опытом, наработками, мыслями
Размер шрифта: +
7 мин. займёт чтение (1472 слов)

Гр.2 Ребёнок-мама-папа или ранняя триангуляция.

Screenshot_20230206_130951_Google

    В процессе работы над книгой про детей разведенных родителей мы изучали период жизни детей от 1 до 3 лет, с точки зрения психоаналитического подхода. Оказалось, что в этот период в психике ребенка закладывается фундамент будущих отношений ребенка к себе, своим родителям, своей будущей паре, своим детям, вообще к отношениям со всеми людьми. Ключевым механизмом в гармоничном формировании психики ребенка в этом возрасте является триангулирование, то есть возникновении отношений между тремя объектами: ребенок-мама-папа.


Александр М.

      Когда я начал читать эту главу в книге, то сначала информация о триангулировании мне показалось ненужной и какой-то далекой, так как я вообще особо не помню какие у меня с кем были отношения в возрасте 1-3 года. Но по мере чтения я заметил, что процессы и принципы действия, которые описаны в книге - это то, что я прямо сейчас испытываю в отношениях со своим папой и братом, со своей парой-половинкой, с друзьями.

      Оказывается, что фигура отца (третьего объекта) имеет важную роль для первичной сепарации ребенка (первого объекта) от матери (второго объекта) с которой сразу после рождения у ребенка симбиозные отношения. Задача ребенка к 3 годам получить опыт несимбиозных, а равноправных отношений отношений с мамой. Отец играет роль опоры в отрыве от матери, а также отношения отца и матери дают пример для ребенка возможности несимбиозных отношений, то есть пример того, что можно оторваться от матери, действовать самостоятельно, но при этом не потерять с ней отношений, не потерять любовь.

      Если же между матерью и отцом конфликты в этот период - то это негативный пример для ребенка: оторвешься от матери (как отец) и будет все плохо, поэтому надо держаться за неё как можно крепче. Или если отец недоступен (отсутствует или не уделяет должного внимания ребенку), то у ребенка нет опоры, которая помогает безопасно оторваться от мамы и действовать самостоятельно.

      Вот оказалось откуда растут корешки негармоничности моих взаимоотношений с людьми. У себя я диагностировал незаконченный процесс сепарации от родителей - зависимость от мнения родителей, страх действовать самостоятельно, низкая самооценка. И следующий из не сепарации принцип симбиозных отношений с людьми: друзья, пара-половинка должны быть на 100%, 24 часа в сутки со мной и направлять все внимание только на меня, иначе для меня это не любовь.

     Результатом такого осознания стала постановка себе задачи на 2023 год по завершению сепарации.


Анастасия К.

    Ранняя триангуляция и индивидуализация - это этап формирования у ребёнка навыка общения более чем с одним человеком. 

    Это происходит от 1 до 3 лет. 

    В это время ребёнок начинает отделяться от мамы. Воспринимает папу, как проводника во внешний мир. 

     Видит, что папа любит маму, а мама папу и при этом они отдельные личности. Это даёт ребёнку чувство, что и он так сможет. Стать самостоятельным, самодостаточным и при этом не лишится материнской любви. 

    Ещё в этот период ребёнок переживат опыт исключения. Как раз момент, когда родители заняты друг другом. То есть в этот момент формируется связь ребенок-мама-папа. А не отдельно ребёнок- мама и ребёнок- папа.

     Если триангуляция случилась как должна, то ребёнок в будущем, когда начнёт взаимодействовать с социумом будет свободно поддерживать дружеские или деловые отношения одновременно с несколькими людьми. Детский опыт исключения поможет ему в этом. Ведь в детстве, он знал, что не смотря на то, что мама любит папу, а папа маму и сейчас они заняты друг другом, они продолжают любить и меня. А я их.

    Если триангуляция не завершается и в какой-то момент случается застревание, то в будущем, человек в подобных ситуациях будет чувствовать себя преданным, не любимым, не нужным. В пределе, любое общение друга с другим человеком, будет расценено чувствами человека, как предательство. 

    Итак, как же я прошла этот этап. И хотя, как и у многих, этот период жизни почти не доступен моему сознанию, можно попробовать отследить по тому, как это у меня сейчас. 


    У меня есть сомнения. В целом, я всегда хорошо вписывалась в разные коллективы. Но своей стать то ли времени не хватало (часто переезжали), то ли я себя сама исключала из пространства коллектива. Периодически я и сейчас могу почувствовать ревность в общении с двумя и более людьми. Могу с этим работать. Это мне не мешает жить и не гложет. Но проскакивает. В родственных отношениях этого совсем нет. Только в дружеских. Предположу, что в целом, триангуляция случилась. Но страх предательства, временами вызывает небольшие внутренние конфликты. Страх, того что я недостаточно хороша, чтобы друг выбрал меня и не отказался от меня в пользу другого. В пределе, это конечно гордыня.

Дмитрий С.

     Раздел книги про триангуляцию, то есть процесс, в результате которого ребенок начинает воспринимать отца и мать как отдельные объекты троичной системы, оказался очень важным для меня. В норме, в период с года до трех лет отец дает ребенку образец взаимоотношений с окружающим миром. Говоря научным языком, кризис этой стадии развития выражается в противоречии между желанием ребенка сохранить симбиотические отношения с матерью и желанием самостоятельности. По сути, весь творческий потенциал, способность выйти в непознанное, оторваться от привычного, но ограниченного мира матери, завязан на отношения ребенка с отцом и отношения между родителями в раннем возрасте. Психический фундамент, который закладывается в возрасте 1-3 лет влияет на гармоничное прохождение человеком последующих этапов развития. Удаление из троичной системы отца вносит страх разлуки и расплаты в жизнь ребенка, с которыми он зачастую не может справиться. Типичные примеры травматических реакций на развод родителей, которые автор приводит в книге, позволили мне отследить формирование некоторых особенностей своего характера.


    Например, страшные сны в возрасте 3-4 лет, в которых мама предстает в образе старухи, умирает или теряет зубы были просто следствием страха потерять и второго родителя после того как отец сообщил, что больше никогда не приедет. Аналогичным образом сильная неуверенность в себе и своей полноценности как друга или участника какого-либо коллектива тоже сформировалась как результат неполной триангуляции, то есть сомнений в том, что меня любят и хотят видеть рядом.

    Для меня было открытием, что родители зачастую совершенно неверно интерпретируют травматические регрессивные реакции своих детей. Отказ от фантазирования и развития воображения зачастую воспринимается как «посмотрите какой у меня вдумчивый спокойный ребенок, читает взрослые книжки…». Стеснительность и пугливость ребенка (в результате психической регрессии) может восприниматься родителями как «милая застенчивость».

    Еще меня удивило, что при агрессивном сценарии триангуляции, когда ребенок злится на мать за отлучение от отца, есть множества вариантов переноса агрессии и выражения своей агрессии через другой объект. По всей видимости любовь моих старших детей к агрессивным супергероям во многом связан с этим.

    К счастью, у человека есть множество защитных механизмов психики, которые позволяют преодолевать наши травмы, особенно когда мы начинаем это делать осознанно.


Мария С. 

    Наша группа продолжает работу по книге Г.Фигдора ,посвященной детям, разведенных родителей. Триангулирование - система отношений ребенка к матери, ребенка к отцу и ребенка в обоим родителям. В период с 1-3 лет присутствие отца в этой системе считается особенно важным. Благоприятные отношения между родителями, являются аптечкой для ребенка, к которой он будет обращаться потом в будущем. Если общение с отцом нарушено ребенок не может успешно использовать его для разрядки и освобождения от связи с матерью. Родители своим примером подготавливают ребенка к будущей взрослой жизни, своей моделью добрых любовных отношений передают ему опыт здоровых несимбиозных отношений.

    Если триангулирование не сложилось, у ребенка начинаются конфликты лояльности и обманутый ребенок становится мстительным, любые отношения будут казаться ему предательством и уничтожением других отношений.

   Благодаря этой теоретической части, мне стали более очевидны причины своего поведения и некоторые реакции на разные жизненные ситуации. Отметила у себя, что развод моих родителей как-то не произвел на меня впечатления и я даже этим кичилась довольно долго, "мол, ну что тут такого", и уходила в гордыню от кажущегося положительного приобретенного опыта. Конкурентные отношения родителей в том кто лучше как родитель и все-таки вытеснение отца из этого треугольника (неполное триангулирование) стали для меня неблагоприятными стимулами, поскольку стадии "константы объекта" и разделение на "добрую-злую" мать не завершились и отношения с мамой приобрели черты борьбы, криков, агрессии и слез. Но причины этих отношений не лежали в плоскости развода родителей, в были сформированы раньше в период 1-3 лет.

    Благодаря этой работе удалось ослабить чувство мести к маме. Ослабли чувства злости к папе, которое являлось результатом перенесенной на него агрессии от конфликтов с мамой (агрессивная триангуляция). Удалось осознать, что в связи с вытеснением папы я не застряла в своем развитии, и картину мира получила от папы правильную, но достраивала ее уже криво с помощью общественного мнения, от чего возникали агрессии и конфликты с собой. Но это не предел моего развития. К маме появилась потребность в человеческом общении, ощущение, что поймала свою агрессивно- мстительную ЖРП "за хвост" и учусь ей управлять теперь. Сначала вылез страх , что я все себе придумала про злую маму, а потом поняла, что нет это не страх ошибиться, это реальное нездоровое состояние мамы, связанное с ее отчужденностью ко мне, беспомощностью, разочарованием по поводу ее брака. Мне работа по этой части книги далась очень тяжело, но пробираюсь дальше.

1
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.