Блоги сообщества

Здесь мы делимся своим опытом, наработками, мыслями
Размер шрифта: +
14 мин. займёт чтение (2704 слов)

По следам доклада "Три смерти" Л.Н.Толстой.

IMG_20220517_000852


Доброго времени суток, родные души! Доклад в книжном клубе "Поиск" от 17.05.22 прошел не по плану, получилось живо и здорово, поняла для себя, что читать готовое, мной написаное с листа - не мое. Мое, это выражать мысли и чувства, посредством слов в моменте, и это не только про рассказ "Три смерти" это про мой способ взаимодействия с миром в целом. Огромная благодарность Софье К. и Мире Ч. за подготовку, поддержку и пространство доверия. Отдельная благодарность Анне Н. за веру в меня и безусловную любовь в момент моего выступления.
Делюсь своими заметками о Толстом и его произведении, возможно кому-то, это поможет глубже почувствовать себя, и свое отношение к жизни и к смерти.

"Три смерти" попали ко мне почти случайно, услышав, на одном из докладов что Ирина Павловна хочет взять это произведение на рассмотрение, попросилась сделать доклад, а затем уже читала сам текст, в электронной версии, в оригинале, с подробными заметками Толстого и его письмом поясняющим, что он хотел написать.
"Три смерти" вначале вызвало недоумение. Так было уже, когда читала "Семейное счастье", ощущение незавершенности и недосказанности. Почему третья смерть дерево? Почему не животное? Зачем там вообще дерево? Которое к тому же сам автор дописывал уже после, по подсказке старшего на 5 лет брата Николая Николаевича (того, кто забирал Льва на Кавказ, и смерть от Тbс которого, Лев сильно переживал). Немного прояснило само пояснение, о чем это. Но по поводу дерева яснее не стало. Покопалась в интернете, заглянула внутрь себя, отозвалось что дерево это символ рода, где крона это живущие на земле сейчас люди (потомки), а корни это память рода, мудрость его, опыт, знания которые были добыты в процессе жизни людей которые являлись прародителями живущих ныне (предки). Ствол же это связь, магистраль, по которой передаются знания в роду. И если срубить дерево, прервать связь эту, то дерево погибнет, но от корня может пустить новые ветви жизни, либо в этом же роду, либо в родственном и очень близком по духу предкам. Плюс корни взаимосвязаны с другими корнями, они тесно соседствуют и порой переплетаются с корнями других деревьев, дают подпитку и силы расти и крепнуть дереву, расширяя ствол и увеличивая количество веток.
Просила помочь мужа, который после прочтения попросил больше не давать такое дерьмо читать, что на фоне Моэма Толстой чувствуется недалёким и незаслуженно называемым великим писателем. (Не пришло бы мне в голову сравнивать с Моэмом, настолько они разные).
Заметила, что многим отбили охоту читать Толстого самостоятельно многотомные "Война и мир" и "Каренина" которые изучались через силу в школе. Мне повезло и эти два обязательных произведения, я читала в пересказе, очень кратком, передающем лишь смысл (для написания сочинений по книге и изложений, на тот момент этого было вполне достаточно). Чтобы лучше понять автора, как человека, начать решила с произведений им написаных. Вначале решила замахнуться на "Войну и мир", но начало на французском и количество страниц не способствовало развитию интереса. И я стала искать короткие рассказы, которых у Толстого не мало. Первым был "Власть тьмы" - странное название привлекло внимание. Во время чтения почувствовала как автор передает живо состояние героев, как погружается в их мир, и детально, шаг за шагом показывает что будет если сделать шаг в сторону от совести. И выход даже в самой пропащей ситуации также показывается, хотя внешне может казаться что это погибель, но для души героя, это словно напиться чистой воды из ручья жизни.
Воодушевленная чувствами и смыслами поднимаемыми во "Власти тьмы" следующим прочитала "Холстомера" и глубоко призадумалась. Написано для взрослых, даже для особого возраста, быть может. Так же поднимается тема ценности жизни и на примере лошади показан выбор без выбора, когда смиренно принимаешь путь, и да лошадь не может выбрать, она подневольна и тесно связана с человеком, но на то и взята лошадь главным героем, а не человек, чтобы показать, что человек волен выбирать и в мелочах и по крупному, выбирать ценности и цели, выбирать свои действия в отношении себя и других, выбирать принципы и путь которым будет идти. И так же как ценность жизни поднимается тема смерти и пользы, которую принесло живое существо для мира и людей в целом.
Почему в рассказе Толстого я увидела ценность жизни, не смотря на то, что в нем описаны последние проживаемые героями дни? Потому как прочитав его, я задумалась именно о ценности и качестве жизни, которую я проживаю здесь и сейчас.
Рассказ написан живо, безоценочно, простым языком (что не очень-то характерно для автора) удивительно легко читается, сюжет не замысловат. Условно разделен на три части (барыня, извозчик, дерево), по факту частей две (барыня и извозчик + дерево).
Осень. По дороге движутся два экипажа. В одном барыня и горничная, в другом муж барыни и доктор, направляются они в Италию, тяжело больная барыня искренне верит, что там ей смогут помочь. Муж и доктор делают вид что поддерживают, но на деле считают данную затею блажью.
С первых строк рассказа становится понятно, что дни жизни Ширкинской барыни сочтены: автор играет на контрастах описывая пышущюю здоровьем и жизнелюбием простяцкую горничную и болезненную утонченную, замкнуто неискреннюю горемыку аристократку, которая привыкла проглатывать недовольство, научилась почти не проявлять его внешне, которая замалчивает свои потребности, страдает и ждёт спасения, угадывания ее желаний, что все вокруг однажды поймут ее горести и печали и будут жалеть, любить и бережно относится к ней, она больна то-ли чахоткой (туберкулёзом), то-ли опухолевым поражением лёгких, болезнь не названа прямо, но мастерски описаны все симптомы. Муж боится расстроить жену, боится честно сказать ей о ее состоянии, о том что она не переживет поездки и что затея пустая, доктор меряет пульс и ненавязчиво предлагает рассказать женщине правду.
Кстати по версии моего мужа, в тяжелом состоянии барыни виноват именно муж (в рассказе есть упоминание, что она просилась давно в Италию на лечение, но всем было не до нее), отчасти согласна, но все же за состояние барыни отвечает сама барыня, и именно она сама себя довела до такого, уверенно шагая тропой страданий, саможалений, терпежки и внешнего ангельства, барыня не умела быть собой, была хорошей для других, и пожинала плоды своей хорошести).
Ямщик Серега, который управлял экипажем барыни, молодой парень (да-да, снова молодой, жизнерадостный да здоровый) в сильно изношенных не по размеру больших сапогах просит помощи у так же смертельно больного дяди Хведора (предположительно той же болезнью что и барыня), у которого есть новые сапоги. Федор отдает свои сапоги в обмен на обещание, что Серёга поставит ему надгробный камень. Федор слаб и безропотен, давно лежит на печи, ждёт свою смерть (в доме где отдыхают от работы ямщики) о нем нет никакой информации в самом рассказе, кроме как что он тоже ямщик, и что родных у него не было — он был дальний, и лишь в правках Толстого есть более расширенная информация:
Федька былъ боленъ 3-й мѣсяцъ, — нутренность, какъ онъ говорилъ. Въ чемъ состояла эта болѣзнь, не знали ни его братъ, ни племянникъ, ни фельшеръ, которому показывали больнаго, ни самъ больной. Впрочемъ больной и не желалъ знать этаго. Онъ зналъ и говорилъ, что смерть его пришла и ничего больше. <Недавно еще онъ былъ мужикъ сильный, веселый, ѣздилъ на курьерскихъ, пѣвалъ пѣсни и любилъ выпить. Теперь второй мѣсяцъ онъ не слѣзалъ съ печи, изрѣдка стоналъ, просилъ испить и твердилъ несвязныя молитвы.> — Третьяго дня его причащали.
Федор умирает в ту же ночь, тихо. Его искренне жалеет кухарка на станции, она и печь ему предоставила, и заботилась как могла, пока он жив был.
Далее автор снова возвращается к барыне уже спустя какое-то время, женщина явственно умирает, но не верит этому и хватается за любые идеи, и соломинки не признает что смерть вот она, рядом. Печальны сестра, мама, муж, нейтральны доктор и священник, и жизнерадостны Ширкинские дети, с воплями увлеченно играющие в игры, в соседней комнате, не осознающие что мамы вот-вот не станет (или напротив, сохранившие в себе божественную искру, быть может дети, воспринимают смерть естественной, а не печальной и незванной). Барыня умирает. Все называют ее ангелом во плоти и жалеют, что она все таки умерла.
Снова спустя время, кухарка стыдит Серёгу, что сапоги выпросил, а камень так и не поставил, и по подсказке старшего товарища, тот идёт рубить дерево в лес, дабы смастерить из него крест. Рассказ заканчивается поэтично описанной гибелью дерева. Есть ещё три коротких дополнения после рассказа, это информация о Федоре, разговор мужа и сестры жены о последнем желании усопшей, и описание травы возле часовни барыни и камня Федора, что она одинаково всходит, зеленеет и сохнет.
И собственно письмо пояснение для Александры Андреевны Толстой (двоюродная тётка отца Льва Николаевича 41год, автору на момент написания 30 лет) от 1 мая 1858 г: «Моя мысль, была: три существа умерли — барыня, мужик и дерево. — Барыня жалка и гадка, потому что лгала всю жизнь и лжет перед смертью. Христианство, как она его понимает, не решает для нее вопроса жизни и смерти. Зачем умирать, когда хочется жить? В обещания будущие христианства она верит воображением и умом, а всё существо ее становится на дыбы, и другаго успокоенья (кроме ложно-христианского) нету, — а место занято. Она гадка и жалка. Мужик умирает спокойно, именно потому, что он не христианин. Его религия другая, хотя он по обычаю и исполнял христианские обряды; его религия — природа, с которой он жил. Он сам рубил деревья, сеял рожь и косил ее, убивал баранов, и рожались у него бараны, и дети рожались, и старики умирали, и он знает твердо этот закон, от которого он никогда не отворачивался, как барыня, и прямо, просто смотрел ему в глаза. «Une brute», (скотина) вы говорите, да чем же дурно une brute? Une brute есть счастье и красота, гармония со всем миром, а не такой разлад, как у барыни. Дерево умирает спокойно, честно и красиво. Красиво, — потому что не лжет, не ломается, не боится, не жалеет. — Вот моя мысль, с которой вы, разумеется, не согласны, но которую оспоривать нельзя, — это есть и в моей душе, и в вашей. Что выражена эта мысль скверно, в этом я с вами согласен. Иначе бы вы с вашим тонким чувством поняли бы, и я бы не писал этого объяснения, которое еще, боюсь, рассердит вас и заставит махнуть на меня рукой».


О Толстом.
Никогда не любила и не понимала автора, до момента подготовки доклада, особенно после прочтения того что написал о нем И. А. Бунин в "Освобождение Толстого". Взгляд современника помог увидеть Толстого человеком, и как бы изнутри, немного понять его. Изучая разнообразие заметок о Толстом, версии биографии и информации отметила следующее, необычное для меня.
1) Род Толстых прослеживается вглубь с 1353 года, на момент рождения Льва обширный и многочисленный(по современным меркам, по тогдашним, не уверена), со славными подвигами предков, разнообразием занимающих должностей (люди в этом роду, практически все при деле, чем-то увлекаются, чем-то интересуются, будь то военное дело или воспитание царских детей, написание картин, стихов или повестей).
2) Очень много фотографий. Семьи Толстых, разного возраста Льва и не только, чуть ли не с десяток в год, разных периодов и настроений. И это на минуточку. 1828 - 1910 года, мое представление о развитии и распространенности фото, особенно детских в глубокой задумчивости. Возможно есть видео, не искала.
3) Лев 4 ребенок, младше его только сестра. (Алексей Николаевич Толстой, написавший Буратино, вовсе не брат, а внучатый племянник). Рано лишился родителей. Детей воспитывали и заботились о них тетки, передавая их друг другу. Домашнее образование превосходное, а вот понимание моральной устойчивости и берега дозволенности весьма размыты. Тетки баловали и любили детей по своему. Строгости родительской маловато.
4) Лев не умеет обучатся через силу, если ему не нравится человек, то и его предмет не интересен, он с лёгкостью оставляет учебу в институте (у него нет образования в привычном понимании этого определения, нет диплома, нет сертификата, нет профессии, хотя в 1849 – сдал экзамены на степень кандидата в Петербургском университете) и как ни в чем не бывало живёт дальше, при этом он активно занимается самообучением в интересующих его сферах. И кутит. Не очень углублялась в это, много противоречивой информации, и что он эротоман, и безудержный игрок, больше доверия к воспоминаниям самого Льва, который сильно сожалел о пропащем времени своей жизни. Промотал часть состояния в гульбищах.
5) Положение спас старший брат, будучи военным настоял на прохождении службы на Кавказе, что дало новый толчок в творчестве и какой-то большей собранности писателя. Лев удивительно легко прошел через тяготы службы, перевелся в Крым, где написав народную песенку о жизни военных был практически изгнан из армии.
6) До намерения создать семью путешествует за границей, причем так легко и просто, словно Италия, Франция и Германия это всё ещё одна страна, словно в соседнюю область выехал, развеяться, причем там тусят почти все писатели и поэты того времени. Более вольные нравы и суждения, чем в России их привлекают и манят.
7)Поздно женился, в 34 года, (мне почти столько же сейчас) на юной девушке. Не буду подробно, в докладе "Воскресенье" этому уделялось внимание.
Удивило вот что, 13 детей родились и только 7 выжили. При всем благосостоянии и благополучии. Не хочу про медицину, это вроде бы само собой, но на жизнь детей влияет состояние родителей, и судя по смертям, далеко не все было гладко и счастливо.
Вообще Лев хоть и доверяет жене, но несколько отстранен, бытовые вопросы семьи больше решает она, Лев заботясь о крестьянах и мире, не замечает то, что совсем близко, часто погружен в раздумья о жизни, о целях и ценностях, о смерти.
8) Самый счастливый из семьи в семейном положении. Николенька рано умер не женившись, один из братьев выкупил цыганку и прожил с ней до конца дней своих, второй выкупил женщину из публичного дома и тоже с ней жил, хоть и не долго, муж сестры таскался за юбками. Дети: все сыновья счастливы своими семьями, не находят общий язык с отцом, дочери напротив любят и поддерживают.

6 января 1903 г. Толстой о своей жизни:
"Я теперь испытываю муки ада: вспоминаю всю мерзость своей прежней жизни, и воспоминания эти не оставляют меня и отравляют жизнь. Обыкновенно жалеют о том, что личность не удерживает воспоминания после смерти. Какое счастье, что этого нет! Какое бы было мученье, если бы я в этой жизни помнил все дурное, мучительное для совести, что я совершил в предшествующей жизни! А если помнить хорошее, то надо помнить и все дурное. Какое счастье, что воспоминание исчезает со смертью и остается одно сознанье, - сознанье, которое представляет как бы общий вывод из хорошего и дурного, как бы сложное уравнение, сведенное к самому простому его выражению: х = положительной или отрицательной, большой или малой величине! Да, великое счастье - уничтожение воспоминания; с ним нельзя бы жить радостно. Теперь же, с уничтожением воспоминаний, мы вступаем в жизнь с чистой, белой страницей, на которой можно писать вновь хорошее и дурное".
Правда, что не вся моя жизнь была так ужасно дурна, - таким был только 20-летний период ее; правда и то, что и в этот период жизнь моя не была сплошным злом, каким она представлялась мне во время болезни, и что и в этот период во мне пробуждались порывы к добру, хотя и недолго продолжавшиеся и скоро заглушаемые ничем не сдерживаемыми страстями. Но все-таки эта моя работа мысли, особенно во время болезни, ясно показала мне, что моя биография, как пишут обыкновенно биографии, с умолчанием о всей гадости и преступности моей жизни, была бы ложь, и что если писать биографию, то надо писать всю настоящую правду. Только такая биография, как ни стыдно мне будет писать ее, может иметь настоящий и плодотворный интерес для читателей. Вспоминая так свою жизнь, т. е. рассматривая ее с точки зрения добра и зла, которые я делал, я увидал, что вся моя длинная жизнь распадается на четыре периода: тот чудный, в особенности в сравнении с последующим, невинный, радостный, поэтический период детства до 14 лет, потом второй - ужасные 20 лет, или период грубой распущенности, служение честолюбию, тщеславию и, главное, похоти, потом третий, 18-летний период от женитьбы и моего духовного рождения, который с мирской точки зрения можно бы назвать нравственным, т. е. в эти 18 лет я жил правильной, честной, семейной жизнью, не предаваясь никаким осуждаемым общественным мнением порокам, но интересы которого ограничивались эгоистическими заботами о семье, об увеличении состояния, о приобретении литературного успеха и всякого рода удовольствиями. И, наконец, четвертый, 20-летний период, в котором я живу теперь и в котором надеюсь умереть, и с точки зрения которого я вижу все значение прошедшей жизни, и которого я ни в чем не желал бы изменить, кроме как в тех привычках зла, которые усвоены мной в прошедшие периоды. Такую историю жизни всех этих четырех периодов, совсем правдивую, я хотел бы написать, если Бог даст мне силы и жизни. Я думаю, что такая написанная мною биография, хотя бы и с большими недостатками, будет полезнее для людей, чем вся та художественная болтовня, которой наполнены мои 12 томов сочинений и которым люди нашего времени приписывают не заслуженное ими значение.

0
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.