Блоги сообщества

Здесь мы делимся своим опытом, наработками, мыслями
Размер шрифта: +
9 мин. займёт чтение (1711 слов)

Заметки на полях вахтенного журнала Школы командиров

photo_2023-04-18-16.52.5011

Эти полтора месяца активного труда в Корпусе Сотников вытащили на поверхность как сильные стороны нашей команды, так и слабые. Так как это был наш первый опыт такого формата, практически в финале, до нас дошло, что все пошло не по плану, что мы вообще довольно сильно отошли от плана и совсем забыли что хотели изучать и развивать наставничество по-новому через призму своих действий. И нас тряхнуло кризисом. Потому как пришло осознание что мы пока новое сделали по старому (хоть и казалось в моменте по другому), а к новому по новому даже не подошли. Максим и Люба первыми почувствовали что что-то не то. Стали разбирать, искать, анализировать себя и свои действия, подсвечивать друг другу где мы, что сейчас происходит, как и куда идём дальше.

Алеся

Увидела что наставничество воспринимаю как "научился сам - научи курсанта" и здесь моя основная ловушка это то, что мне все кажется, чтобы научить кого-то чему-то, нужно а) в совершенстве знать материал и уметь им также в совершенстве пользоваться. И б) нужно чтобы курсант был максимально заинтересован в освоении нового. И так как практика в очередной раз показывает что ничего совершенного нет, я в очередной раз стопорнулась, потеряла интерес и "ушла в себя". Ну, типа, никому не интересно, супер ценных новых знаний у меня нет, а мой опыт - ну это же фигня в мировом масштабе, чему там я могу научить. Да, да, это старый принцип действия, через отличницу и обесценивание. Когда увидела и отделила, дышать и действовать стало легче. Новый принцип действия не заставил себя ждать хоть и казался чем-то невероятным. 

Наставничество почувствовала схожим с сутью действий родителей в отношении своих чад "помочь детям вырасти, адаптироваться, научиться необходимым в жизни навыкам, выйти на свою дорожку, освоить новое непознанное и отпустить в свободное плавание"(образ: ласточки высиживают, кормят и учат летать птенцов) - супер непознанное на данном этапе жизни, но притягательное и интересное. Мотивации это изучить и научиться применять засверкали новыми гранями, почувствовала необходимым освоить и понять суть. Следующим шагом после анализа и переосмысления, стало планирование и изучение нового материала в двойках с Владимиром и с Любой, подготовка к докладам внутри группы. А точнее из нового состояния старые материалы воспринялись ценными, новыми, актуальными и важными и очередной подход к ним дал рост новому (образ что на подготовленную почву семена попали в нужный момент и дали бурный рост). 

Появилось понимание почему наставничество так необходимо в жизни: без понимания к чему приводит мое действие и мое бездействие, кого я воспитываю в себе и что выращиваю нет места развитию души, так как образно вместо ветвистой, урожайной яблони растет чертополох и плющ, они тоже имеют определенную ценность, но яблок не родят. И нужного урожая не дают. Потому фокус внимания на том кто я, что несу, кому, куда веду и кто рядом позволяет мне сейчас идти в то новое и непонятное, что так важно освоить и познать в ближайшее время.


Максим


Не знаю зачем я придумал эту Выпускную работу для наших курсантов. И так нагрузка у всех приличная, учёба идёт без отрыва от Сотенной и семейной жизни. Но думалось, что через эту работу все смогут применить к себе и окружению всё чему научились. Круче всего бумеранг этой пользы прошёлся по нашей команде Наставников и по мне лично. Оказалось, что все мы очень сильно уехали в своё понимание Наставничества и потеряли его смысл, а затем и свою цель развития в проекте. Меня это очень расстроило, я взял вину на себя. Что не разъяснил, не углядел, не поддержал. И даже нахлобучил себя тем, что не справился потому что сам не умею и т. п. Видел, что это проявление моих программ, но всё равно страданиям уделил время. Даже приболел на два дня в лёжку. Но постепенно пена саморазрушения схлынула и особенно в этом помогла запись веба ВМ, которую выложили в ТРИЗовскую группу. Я увидел себя отдельно и неуспехи отдельно. Я почувствовал, что программы даже кажущиеся непомерно тяжёлыми можно отделять. И я моментально принял решение. Оно было ровно таким же как и на пару дней раньше - продолжить работу с Наставничеством и с проектом Школа командиров. Но раньше это было решение на силе воли - словно сам себя жертвуешь в горнило трудностей. А сейчас это было решение в принятии. Процентов на 50, но это уже дало свободу и сразу нашлись для всех участников другие слова и примеры. Сразу смысл Наставничества стал для меня яснее в понимании и в передаче другим. Ключевая фишка, выделяющая Наставничество - это ответственность за развитие и результаты труда другого человека. Это многое переворачивает во взаимоотношении взрослых людей. Вроде как отвечаешь не прям за всё - только в своей части. Но в этой части отвечаешь полностью. Это похоже на воспитание детей в семье, где ты отвечаешь за развитие и результаты своего ребёнка.


Ответственность, если научишься от неё не бегать, словно философский камень все твои результаты делает золотыми и достойными. Но как же трудно её не слить в страдания.


Я восхищён тем как мы командой 12й группы проходим плечом к плечу этот этап. Мы столько раз падали, сбивались и спотыкались друг перед другом, столько раз ошибались и проявляли свои несовершенства, что уже давно бы разочаровались. Но эта открытость и поддержка, эта настойчивость в продолжении начатого, это доверие, которое было собрано в делах провальных и успешных - всё это нас сплотило в команду труда и совести. И это уже даже наша гордость. И опора для продолжения пути.


Любовь


Когда мы дружно вышли на недопонимание Наставничества, мне было очень сложно это все принять, вместить - опять я нифига не понимаю, что от меня хотят, чего хочу я сама, кто я, где я нахожусь. Освежающее чувство новичковой безпомощности… Но с такими товарищами не пропадешь, даже если иногда очень хочется)))) Друзья стоят рядом и отказываются выгонять из группы.


Начали разбираться с ответственностью, выяснилось, что у меня в принципе в системе координат ответственность не делится, берется целиком. А я же не могу брать ответственность за взрослого человека, который приходит “курсантом” в нашу Школу командиров! Виктор Михайлович помог разминировать эту часть процесса: ответственность я беру полностью, но только за часть процесса. Тут все сошлось для меня, я выдохнула и согласилась в глубине души попробовать свои силы в Наставничестве. Тренируемся мы взаимодействовать на этом новом для нас уровне пока внутри группы, мы только в начале пути. Надо искать новые пути взаимодействия, менять себя, уходить со старых рельсов и привычных энергосхем. Непознанное и тревожит - вдруг не справлюсь?- и будоражит, идут какие-то другие, новые энергии и для сложения в группе, и для принятий решений в моей обычной жизни.



Роман


Да, кризис подкрался можно сказать почти незамеченным:) И у меня он еще наложился на кризис в паре:) Поэтому вектор внимания сместился на пару и вложения сил и энергии в проект стало меньше. Осознанного вложения сил и энергии! И именно это важно.


Так как участие в текущей деятельности группы продолжалось - и подготовка домашек, и выдача домашних заданий участникам. Но это не труд наставника! Не труд с собой и с сопровождаемым!


И только после вскрытия на вебинаре пришло осознание, насколько сильно ожидаемое изначально от труда в корпусе сотников в качестве наставника отличается от действительности. А где он был все это время - труд наставника? В лучшем случае труд координатора.


И что интересно - перед началом этого проекта, мы проговаривали что наша цель быть наставниками, что это важно! Но в процессе как-то эта цель потерялась и мы ушли в очень важные и интересные домашние задания, в процессы расширения своей картины мира и картины мира сопровождаемых. И вот в какой-то момент наша энергетическая машина стала разваливаться, как сказала Люба.  И именно тогда мы остановились и посмотрели на ситуацию немного отстраненно, я бы сказал - с надсистемы… И тогда и увидели что потеряно что-то очень важное - наставничество!  И мы еще раз переосмыслили всей группой - а что такое наставничество (поначалу даже образы были разные). И хотя я поначалу внутренне сопротивлялся - что неужели я неверно действовал столько времени:) Но все же пришло осознание что именно этого мне и не хватало последнее время в труде в нашей группе. Что я потерял смысл своего труда в группе и стал плыть по течению. А надо было войти в роль наставника и начать ее нарабатывать! Уделить часть своего внимания не себе и своим переживаниям, а сопровождаемым! Начать чувствовать их, отслеживать что с ними происходит и понимать их! И не один раз в неделю на вебинаре, а в каждом дне! Понять сопровождаемого, почувствовать что для него сейчас важно или от чего он сбегает и подсветить ему это. Не провести консультацию - а дать возможность потрудиться самому! И уже только после это разворачивать это на себя (через принцип зеркала - мы видим в других то что есть в нас самих и что для нас важно) и трудиться с собой!


И жаль что мы все это увидели только в самом конце первого потока Корпуса Сотников! А может этот первый поток в том числе для этого и был нужен? Понять наш привычный принцип действия и осознать что мы хотим сделать по другому! По новому!


Владимир


Работая со своей картиной мира всё чаще и чаще «приходиться» прекращать питать свои иллюзии. Кризис в паре плавно перешёл в личный кризис как раз с осознания, что я жду когда жена вот вот, ещё немножко и «станет» лучше, мягче, нежнее.


Принимая Катю такой как есть, начинаю смотреть и принимать её такою как есть. Эта фраза, наверное, уже приелась многим и мне, в том числе, но сейчас мне нужна глубина. Вот она такая властная, сильная, волевая… А у меня образ «идеальной женщины» другой. Я прекращаю питать этот идеальный образ и взаимодействую с той Катей, которую любуюсь. В тот момент смотрел на себя и видел в какой позиции я нахожусь. И до меня «доходит», что б`ольшую часть времени я не в позиции взрослого. И здесь наготове гордыня «-«, которая так и хочет меня обнять и пожалеть и я отдавался ей. Сейчас начинаю тренироваться не включать первую реакцию – обиду. Учусь отслеживать свою реакцию в виде обиды, пресекать её и ждать ответ на вопрос «Так, это уже мне не интересно, а что дальше?» А дальше уже начинает выстраиваться конструктивный диалог, складывание и поддержка или складывание и не поддержка…


Благодаря этому я вижу, как иллюзии, к которым я стремился и поддерживал оттягивают прожить свою жизнь из позиции живого, быть живым. Поэтому открываю глаза «шире» чтобы смотреть на реальный мир.

Всё это, и не только, увидел через работу в своей группе по Картине мира, в работе в Подсказке и Корпусе Сотников. Сейчас хотел рассказать про кризис, именно работу в кризисе и мой выход из этого кризиса. 


Спасибо!


0
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.