Блоги сообщества

Здесь мы делимся своим опытом, наработками, мыслями
Размер шрифта: +
16 мин. займёт чтение (3222 слов)

Как рассказать детям о войне?

Как рассказать детям о войне?

В этой статье я опишу впечатления и переживания в процессе совместного изучения нашей семьи темы Великой Отечественной войны.

 

 

Месяц назад у старшей дочери Анюты в школе были каникулы и среди прочих запланированных на это время мероприятий у нас значился поход в Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонную гору. И вот, посередине каникул, между разными прогулками и развлекухами подошло время идти в музей. Аня категорически отказывалась туда идти: не хочу, скучно, про войну это для мальчиков, я устала, лучше возле дома погуляю и т.п. Ирине тоже эта идея не очень нравилась – может ты с детьми сам сходишь?! Вначале я пытался вдохновить и увлечь рассказами о том как интересно будет в музее, но эта тактика потерпела фиаско, а давить сугубо авторитетом не хотелось. Пришлось сказать, что если папа куда-то зовет, то не надо думать и сомневаться – папа плохого не посоветует и уж интересно будет точно. В итоге пошли всей семьей: я с Ириной и Аня (8 лет) с Машей (5 лет). Ура! Психологическую инерцию: война это скучно, страшно и для мальчиков уже преодолели!

Наше путешествие началось с экспозиции под открытым небом. Мы прошли мимо японских танков и пушек, посмотрели как выглядит ДОТ. Я рассказал девчатам про Александра Матросова и его подвиг – это произвело на них сильное впечатление. Маша спросила: «И он правда умер?!» Я ответил, что да, но зато он геройски спас своих товарищей от смерти от огня пулемета. Дальше мы вышли к экспозиции военно-морской техники. Посмотрели эсминцы, как выглядят торпеды и мины. Провел параллель с Титаником (их любимое кино), который налетел на айсберг и утонул. И также корабль может затонуть, если столкнется с миной или в него попадет торпеда (ракета, которая не летает, а плавает – так я объяснил). Рядом стоял огромный бронепоезд с артиллерийским орудием большого калибра. Ребятня впечатлилась масштабами грозной техники. Следующая остановка в лесу у партизан. Здесь воссозданы землянки, окопы и даже собрана полевая кухня. Я напомнил девчатам, что землянки наши предки научились строить очень давно, мы уже говорили про это на уроках, которые я веду по пятницам в школе. И вот эти простые жилища очень выручали наших солдат и партизан во время войны. Отдельно стояла баня – мы обсудили, что это важная часть русской традиции, а для солдата возможность освежиться и восстановить силы. Дальше шла выставка артиллеристских орудий Советской армии. Пушки установлены в специальные окопы и я объяснил девчатам что к чему и как работает артиллеристский расчет – благо сам артиллерист - вот и пригодились знания полученные на военной кафедре в институте J. Пройдя вперед мы вышли к экспозиции самолетов и бронетехники. Здесь под навесом можно увидеть самые разные экземпляры: трофейные, союзнические и наши, советские. Маше больше всего понравился истребитель, раскрашенный как хищная акула. Я сделал акцент на нашей технике. Показал детям Ил-2 - самый лучший штурмовик времен Великой Отечественной войны. Самый лучший танк – Т-34. И конечно же «Катюшу», которая произвела на Аню самое большое впечатление – теперь ей стало понятно связь с ее любимой песней про Катюшу, которая ждет любимого солдата. Я рассказал девчатам, что «Катюши» наводили ужас на фашистов – контуженные, они просто цепенели и думали, что на них обрушивается гнев божий. Фашисты прозвали гвардейский реактивный миномет «Сталинским органом». Дети спросили кто такой Сталин. Я рассказал, что он в то время руководил нашей страной, как Путин сейчас и во многом благодаря ему мы одолели врагов. Сталин был смелым и сильным человеком, который горячо любил свою Родину и не позволял давать ее в обиду. Тут навстречу нам прошла большая группа школьников в пилотках и плащ-палатках с экскурсоводом одетым в солдатскую форму. Аня с Машей конечно же заинтересовались – надо будет тоже собрать группу из школьников или может из родственников для такой занимательной экскурсии. Дальше нас ждал лабиринт из окопов и блиндажей где мы с удовольствием побегали, поиграли в «войнушку». В конце маршрута мы посмотрели экспозицию военных автомашин и легкой бронетехники.

Путешествие нам понравилось и мы направились в сторону музея. Надо сказать, что здание музея само по себе является шедевром архитектуры и украшением Поклонной горы. Возле гардероба продают кучу сувениров, книг, разных моделей для сборки и всего-всего, что связано с Великой Отечественной (и не только) войной – мы решили вернуться сюда после.

Экскурсия начинается с большой галереи уходящей вглубь к скульптурной композиции «Родина оплакивающая своего Сына». На всем протяжении галереи на потолке можно видеть огромное количество хрустальных гирлянд символизирующих слезы по погибшим в этой войне – их здесь 2 600 000 в память о 26 миллионах наших соотечественниках погибших в годы войны. Под большим впечатлением мы прошли дальше в сторону диорам, посвященных главным событиям Великой Отечественной войны. Первая диорама называлась «Контрнаступление Советских войск под Москвой в декабре 1941» изображает движение колонны бойцов сибирских и уральских частей уверенной поступью идущих на подкрепление защитникам Москвы героически остановившим наступление группы «Центр», женщины и дети окрестных селений оставшиеся без крова с надеждой вглядываются в лица солдат.  Вторая диорама посвящена Сталинграду – моменту объединения войск Юго-Западного и Сталинградского фронтов и захвату в кольцо 6-ой армии Паулюса – мы видим ликующих красноармейцев и полностью деморализованных фашистов. Дети первый раз видели, что такое диорама и им очень понравилось совмещение художественного фона на заднем плане и объемной реконструкции на переднем плане. Следующая диорама на нашем пути называлась «Блокада Ленинграда». Воспоминание о Санкт-Петербурге всегда вызывает приятные ассоциации у старшей дочери – несколько лет назад мы ездили туда на целую неделю и замечательно провели время. Однако то что мы увидели заставило наши сердца трепетать: на диораме было изображена самая тяжелая зима 1941-1942 года; город предстал перед нами разрушенным бомбежками и охваченный огнем пожаров; жители пытающиеся укрыться от бомб под мостом, вмерзшие троллейбусы - сочетание стужи, марева пожаров и гари разрезаемой огнями прожекторов на физическом уровне передавало всю тяжесть положения блокадников, а единственный просвет в небе занимал казавшийся неотвратимым строй фашистских бомбардировщиков… Пока мы разглядывали диораму в зал вошла группа школьников в пилотках и плащ-палатках, которых мы видели возле бронетехники. Экскурсовод начал рассказ о тяжелом положении жителей Ленинграда, о том что главным испытанием стал голод. Бадаевские продовольственные склады сгорели от бомбежек в первые месяцы войны и жители собирали пропитанную расплавившимся сахаром землю и вываривали ее в котелках, чтобы напоить этим напитком детей. Суточная норма выдачи хлеба детям была сокращена до 125 грамм, а сам «хлеб» больше чем наполовину состоял из столярного клея и опилок. Экскурсовод открыл коробку и выдал каждому по 125 граммовому кирпичику ржаного хлеба, чтобы каждый ребенок смог оценить сколь мала была суточная порция еды, а ведь ее еще надо было растянуть на весь день… Пока каждый мелкими порциями жевал свой паек, экскурсовод включил светозвуковое сопровождение диорамы. Комната наполнилась гулом моторов бомбардировщиков, завыли сирены, из репродукторов чеканилось «Внимание! Воздушная тревога!», свист авиабомб завершающийся гулкими взрывами в дрожащем полумраке зала озаряемого багровыми огненными всполохами настолько оживил картину, что все мы просто оцепенели… Когда в зале включили свет дочки в испуге прижались ко мне и вытянули меня в коридор на воздух. И Аня и Маша категорически отказались продолжать дальше путешествие по музею! Мы с Ирой как могли успокаивали их,- да что уж там, нам и самим было не по себе… Я собрался с духом и объяснил дочкам, что пока, к сожалению, война в нашем мире также неотвратима как и зима. Однако мы же не прячемся от морозов и вьюг и не сидим дома по полгода в ожидании лета, а надеваем теплые шубы, шапки, варежки и продолжаем ходить в школу, в садик, на работу и даже радоваться жизни в суровых зимних условиях. И в этот музей мы пришли не для того, чтобы увидеть ужасы, испугаться и убежать, а чтобы вместе, всей семьей изучить войну, прочувствовать горький от пота и крови и вместе с тем героический вклад наших дедов в Победу над захватчиками. Еще никому не удавалось поработить нашу Родину! Не удастся и впредь! Ни при нас, ни при наших детях, ни при внуках и правнуках…

Девчушки кое как успокоились и мы пошли дальше. Правда изучать оставшиеся диорамы они категорически отказались – мы не останавливаясь пробежались по ним и вышли к парадной лестнице ведущей к Залу Славы. В центре лестницы подымается вверх панно из солдатских касок, плащ-палаток и автоматов обрамленное лавровыми и дубовыми ветвями, а на верхней площадке установлены золоченые Щит и Меч Победы, раскрывающие Мощь и Силу Русского Духа. Сам Зал Славы посвящен беспримерному подвигу почти 12 тысяч лучших воинов удостоенных звания Героя Советского Союза – имя каждого увековечено на стенах зала в мраморе. В центре зала величественная фигура Солдата-Победителя. Вспомнились стихи Роберта Рождественского:

На Земле

     безжалостно маленькой

жил да был человек маленький.

У него была служба маленькая.

И маленький очень портфель.

Получал он зарплату маленькую...

И однажды —

прекрасным утром —

постучалась к нему в окошко

небольшая,

казалось,

война...

Автомат ему выдали маленький.

Сапоги ему выдали маленькие.

Каску выдали маленькую

и маленькую —

по размерам —

шинель.

 

...А когда он упал —

              некрасиво, неправильно,

в атакующем крике вывернув рот,

то на всей земле

            не хватило мрамора,

чтобы вырубить парня

в полный рост!

Посмотрите как эти стихи читает мальчонка в кинопробах детей к фильму «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (http://youtu.be/xf7obbVxXEY)

Вокруг Зала Славы размещена большая экспозиция состоящая из фотографий, писем, газетных вырезок, предметов одежды, боевых наград, оружия и еще множества интересных экспонатов относящихся к военному времени. Аня остановилась у боевых наград, а я с Ирой и Машей пошли вперед и мы потихоньку обошли все вокруг. Уже перед уходом мы практически случайно заглянули в правое крыло, где была представлена выставка «Дети и война». И вот тут у подуставшей ребятни опять проснулся интерес. Аня внимательно изучала стенд посвященный пионерам-героям: Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова, Володя Дубинин – и в моей памяти моментально всплыли имена из пионерского детства. Машу очень впечатлили фотографии детей с распухшими от голода животами из концентрационного лагеря и те простенькие игрушки, которыми они играли. А еще здесь были фотографии с новогоднего утренника, который проводили для детей жители блокадного Ленинграда. И много фотографий школьников тружеников тыла – дети со взглядом взрослого человека.

Вечером дома мы смотрели советский детский фильм «Васек Трубачев и его товарищи (1955)». Старшая дочь Аня вначале сказала, что не будет смотреть какой-то там старинный черно-белый фильм. Но уже к середине фильма ее было не оторвать от экрана и даже хотела сразу смотреть вторую серию - «Отряд Трубачева сражается (1957)». Насилу уговорили перенести просмотр на завтра и ложиться спать. Вот такие фильмы раньше снимали без всякого 3D и прочей показухи. Я решил сделать подборку хороших советских фильмов о войне (Сын полка, А зори здесь тихие, В бой идут одни старики, Девочка из города, Баллада о солдате, Судьба человека, 2 бойца, Подвиг разведчика, Добровольцы и т.п.) и потихоньку смотреть их вместе с ребятней.

Неделю спустя я начал готовится к проведению в школе урока, посвященного  Великой Отечественной войне. Основываясь на недавнем опыте работы группы по теме патриотизма и опыте семейного похода в музей ВОВ я решил, что дам детям ряд образов о Патриотизме и Любви к Родине, а уже после этого расскажу о Великой Отечественной войне. В итоге получился интересный и необычный для меня урок.

Я начал с того, что рассказал второклассникам о том, что сложным словом Патриотизм мы описываем любовь к Родине, к Отечеству! Каждый из вас любит папу и маму. Ваши папа и мама – Мужчина и Женщина - являются центром семьи – парой любящих сердец. Любовь к Матери - Женщине, как любовь к Родине – она у вас одна. Любовь к Отцу - Мужчине, как любовь к Отечеству – оно у вас одно.

Любовь к Родине – Патриотизм можно представить как три вложенных друг в друга круга. Первый круг «Мое»: это любовь к себе, к родителям, дедушкам, бабушкам – родным и близким. Второй круг «Свое»: это так называемая Малая Родина – ваш двор, ваша улица, школа со всеми друзьями и знакомыми, ваш город со всеми парками и скверами, природа вашего края со всеми запахами и звуками. Следующий круг «Наше»: это вся Россия с беЗкрайними полями и лесами, с широкими и малыми реками, с глубокими озерами и богатыми недрами и все 146 миллионов россиян живущие на самой большой в мире территории простирающейся от Владивостока до Калининграда на 11 часовых поясов.

Дети спросили: «А можно близкого друга или подругу включить в первый круг?» «Конечно можно»,- ответил я – «границы этих кругов вы устанавливаете сами, они также как и вы растут и развиваются с течением жизни. И такие круги Любви «Мое-Свое-Наше» есть у каждого мальчишки и девчонки в нашей стране. Представьте себе, что в далеком Владивостоке тоже есть школа №7 и там конечно же есть 2-й Б класс и там учатся ребятишки которых возможно также зовут: Аня, Данил, Катя, Илья, Кристина, Арсений и у них тоже есть папы и мамы, дедушки и бабушки и они также как вы любят поиграть во дворе с друзьями после школы. Мы еще порассуждали с ребятами на эту тему и выяснили, что Мое и Свое не обязательно находится рядом. Ведь бабушка с дедушкой или другие родственники и даже друзья могут жить в другом городе и все равно быть нам близкими. После этого я включил видео с песней «С чего начинается Родина» в исполнении Марка Бернеса (https://youtu.be/Lz8Mf2pWjOM) и мы перешли к теме Великой Отечественной войны.

Я рассказал детям, что 22 июня 1941 ранним утром в воскресенье, когда все спали, фашисты вероломно напали на нашу страну. Мне задали вопрос, что такое вероломно. Я ответил, что вероломно это когда нарушаешь данное тобой обещание, а у нас был заключен «Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом». За счет вероломного внезапного нападения фашистам удалось разбомбить большое количество аэродромов и воинских частей с вооружением и они быстро продвигались вглубь нашей страны. Потребовалось время, чтобы мобилизовать силы и дать достойный отпор. Для наглядности я попросил мальчиков и девочек выйти к доске. Кто хочет сыграть роль защитника Родины? Вызвались все парни как один. Я выбрал крепкого Диму, а мне досталось роль фашиста. Мы стали толкать друг друга и тридцатисемилетний Максим с легкостью перетолкал восьмилетнего Диму. После этого я поставил мальчишек плечом к плечу впереди, а позади расставил девочек, которые поддерживали спины мальчиков – обеспечивали тыл. И когда я попробовал продавить этот плотный строй парнишек и девчат, то у меня ничего не получилось, наоборот дети с легкостью меня перетолкали и впечатали бы в стену, если бы я их не остановил. Я объяснил, что когда все жители нашей Родины от мала до велика встали на борьбу с захватчиками ценой невообразимых усилий и даже собственных жизней, то у фашистов не было ни единого шанса победить.

И огромный вклад в Победу внесли дети, но к сожалению мы об этом мало знаем. Я показал второклашкам сюжет где у москвичей вначале спрашивают кто такой Гарри Поттер и Гермиона и абсолютно все дети и взрослые развернуто отвечают на этот вопрос, а вот кто такие Валя Котик и Зина Портнова никто не ответил. (https://youtu.be/AF1nf_jXpgM) Дети с огромным интересом смотрели рассказ о Вале Котике, Зине Портновой, Марате Казее и других пионерах-героях.

Интерес к теме у ребят раскрывался постепенно, так же как и у нас во время семейного похода в Центральный музей Великой Отечественной войны. Я показал ребятам как фронтовые письма складывали в треугольнички и некоторые ребята вспомнили, что видели такие у бабушек-дедушек. Рассказал кто такие партизаны, какие суровые испытания выпали на долю жителей блокадного Ленинграда и как после Сталинграда и Курской дуги советские войска переломили ход войны и приступили к освобождению захваченных территорий. Как в 1944 наши деды освободили Восточную Европу и двинулись на Берлин. Про подвиг Егорова и Кантарии, которые водрузили Знамя Победы на купол рейхстага в Берлине.

В конце урока я порекомендовал ребятам обратиться к прадедушкам и прабабушкам, которые еще могут рассказать из первых уст что такое война и обязательно принять участие в торжествах по случаю 70-летия Великой Победы, а может даже уговорить родителей сходить в музей на Поклонной горе.

Когда мы ехали домой после урока Маша вспомнила, что прабабушка Валя рассказывала ей с Аней как они жили под Тулой во время оккупации. «Бабушка Валя говорила, что у них в избе жил хороший фашист, он им еду приносил, а детям конфеты давал. А в соседней избе жил плохой – он всех бил и издевался. Так что не все фашисты были плохие, да папа?!» Я согласился с Машей, что не все фашисты были плохие – некоторые выполняли приказ, но сохраняли человечность к беззащитным женщинам и детям. В те трудные годы вместе с фашистами на нашу землю пришло Зло и нашим дедам пришлось встать на защиту Добра и нашей Родины с оружием в руках. А по приезду домой Аня показала мне рассказ, который она написала под впечатлением от нашего похода на Поклонную гору.

Рассказ «9 мая»

Было дело 8-го мая. Вечером. В одном доме жил мальчик Петя, с мамой и папой. Все готовились к Празднику Победы. Все, кроме Пети.

- Петя, иди готовиться к празднику. – сказала мама.

- Не хочу! – сказал Петя.

- Очень плохо! – сказала мама – Ведь 70 лет назад за нашу Родину воевали советские солдаты. Разве ты не знаешь как плохо жить во время войны?!

- Я-то знаю, - лениво ответил Петя. – Но неохота мне готовиться к этому празднику. И вообще, почему 9-ое мая называют праздником?

- А потому что мы победили фашистов в этой войне. Великой Отечественной Войне. – строго сказал папа.

Петя только зевнул, а потом сказал:

- Мне кажется, что это самый скучный праздник в мире!

- Ну, тогда иди спать! – хором сказали мама и папа.

- Ну и пойду! – обиженно сказал Петя.

Петя лег спать. И ему приснился сон. Петя был в каком-то тумане, а перед ним плыло что-то красное. И это красное облако подплывало к Пете все ближе и ближе. И, наконец, Петя увидел фею.

- Здравствуй, Петя! – сказала фея. – Меня зовут Победа.

- Откуда Вы знаете мое имя? – спросил Петя.

- Меня сюда послали помочь тебе. – сказала фея.

- Зачем помочь? – спросил Петя.

- Я тебе хочу кое-что показать. – сказала фея Победа.

Петя забыл о своем вопросе и пошел за феей. Они шли, шли и пришли в диораму. Там была картина, на которой самолеты бомбили людей, и вдобавок звучала очень страшная музыка.

Фея куда-то исчезла, а Пете стало очень страшно, и он заплакал. И вдруг перед ним появился его дедушка. Он обнял Петю и сказал:

- Не бойся, Петя, я тебя защищу!

И Петя почувствовал, как страх исчезает. Его наполнило чувство гордости за своего дедушку и всех солдат, которые защищали нашу Родину. Он ощутил радость от того, что война закончилась.

Он сказал: «Я всегда буду любить 9-е Мая!» И проснулся. Петя очень обрадовался, что проснулся. Он побежал отмечать День Победы вместе со своей семьей. С тех пор День Победы стал любимым праздником Пети.

Апрель 2015 г.

Я честно говоря даже прослезился, когда читал этот рассказ…

Вот таким был мой опыт разговоров с дочерьми на серьезные темы доступные в любом возрасте...

 

P.S. Материалы, которые мы не успели вместить в школьный урок.

Президент России Владимир Путин считает, что весь смысл жизни заключается в любви. «В любви вообще заключается весь смысл жизни, бытия. Это и любовь к семье, к детям, к Родине. Это такое многообразное явление, которое в основе всякого нашего действия находится», - сказал он в заключение выступления на съезде Русского географического общества (https://youtu.be/poy-vwF91R4).

Фильм «Мы, нижеподписавшиеся» (1981). (https://youtu.be/tVYrbt9_weE) Леонид Куравлев: «У меня был преподаватель в техникуме, старый Человек, с очень сложной судьбой. Он говорил: «Любить Родину - это не берёзки целовать! А помогать, поддерживать самых честных, самых преданных Людей когда им бывает трудно - Они Родина!»

Песня «Помни», которую написала Наталья Юрьевна Устюжанина - учитель химии из «Гимназии №9» города Усолье-Сибирское (https://youtu.be/HVTYQrYKK8I).

Видеосюжет о мемориальном комплексе Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе (https://youtu.be/7Eo91ezFAK8)

Normal 0 false false false RU JA X-NONE

 

11
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.