Блоги сообщества
Женские инициации в русских сказках: доверие мужчине
Тема нашей работы была связана с темой доверия мужчине в сказках. Опираясь на книгу Р.П.Ефимкиной «Пробуждение спящей красавицы», удалось установить, что характер сказок носит прежде всего психологическую основу, и главные героини точно также как и реальные женщины проходят несколько стадий инициаций, находясь на которых, учатся доверию мужчине.
К примеру для того, чтобы девочке стать девушкой, нужно раскрыть свою сексуальность, детерминировать собственную идентичность и сепарироваться от родителей. При сепарации возникают конфликты между дочерью и ее родителями. К примеру, в сказках падчерица и мачеха делят территорию и мужчину (отца), в результате чего падчерица уходит на другую территорию и находит своего мужчину и средства к существованию (образуется новая семья). Интересно, что ролевой конфликт также был рассмотрен и со стороны дочери и отца: девушка должна отделиться от отца и при этом, сохранив с ним мир, создать семью с другим мужчиной.
Для того, чтобы перейти на следующую ступень - нужно пройти через кризис продуктивности, приобрести чувство ответственности и осознать взаимосвязь мужского и женского. На этой стадии в сказке разворачивается ролевой конфликт между героиней и ее мужем и разворачивается тема двойного брака. Первый брак (первая инициация) - незаконный, второй брак (вторая инициация) - законный, дающий героине социальный статус и возможность рожать детей. Также интересно переплетение конфликта между свекровью и героиней. Войдя в новую семью, героиня обнаруживает, что территория между мужем и его матерью еще не разделена, потому мать предъявляет права на сына и в этом случае героиня должна пройти испытания и стать равной по социальному статусу его матери.
На следующей стадии главная героиня приобретает опыт и мудрость, которые передает младшим поколениям и сопровождает в прохождении инициаций. Здесь идет обратная сторона первой стадии и разворачивается между мачехой и падчерицей. Мачеха освобождается от социального долга по отношению к выросшей дочери/детям и теперь ее задача состоит в том, чтобы передать опыт, мудрость и знания.
Отдельного внимания заслуживает тема поведения неинициированной матери по отношению к дочери-подростку. Неинициированная мать, подходя к завершению этапа продуктивности, чувствует конкуренцию со стороны подрастающей дочери, которая приближается к данной стадии. В этой ситуации у матери возникает непреодолимый страх перехода в стадию старости, и она всеми силами пытается не допустить перехода дочери в новую стадию (ведь если дочь станет женщиной, то она - бабушкой). Для этого мать может использовать следующие стратегии: обесценивание секса и отношений с мужчинами, угрозы вроде "только принеси в подоле", тотальный контроль. В ответ на эти манипуляции девочки могут либо изолироваться от своей сексуальности ("синий чулок"), уйти в протест и начать гулять (стать "гулящей" - внутренняя холодность при внешней сексуальности) или остаться вечной подконтрольной девочкой.
Как нам помогают сказки в преодолении подобных сценариев? Они объясняют, что девушка должна уйти с территории матери/мачехи; получить разрешение на личное счастье и совет, как себя вести; найти своего мужчину и построить свои границы. Разрешение на счастье можно получить с помощью разделения функций матери: одна - любящая, вторая - карающая. Далее выразить свои чувства отдельно каждой из функций. Тогда любящая часть сможет дать благословение на право быть женщиной. Потом женщина находит своего мужчину и должна защитить свою территорию от контроля матери.
В книге также приведён интересный пример по сказке "Русалочка". Хотя это не русская сказка, но суть важно описать: если бы главная героиня могла бы сказать о своих чувствах любимому мужчине, то он бы её понял, они бы поженились и были счастливы. Ведь выражение чувств женщиной мужчине - это один из элементов её доверия ему. На этой ноте мы перейдём к нашему индивидуальному труду по теме доверия мужчине.
Алина Кузьминых
Начну с темы доверия значимой и важной мужской фигуры для девочки - отцу.
Первой сказкой, которой я хочу поделиться будет Морозко. Мачеха, как неинициированная женщина, видит в своей падчерице соперницу за внимание отца и потому просит мужа отвезти ее на верную погибель в лес. Падчерица доверяется своему отцу, принимает его выбор и успешно проходит инициацию, проявляя свои положительные качества. Она счастливо выходит замуж.
А к примеру в сказке «Перышко финиста ясна сокола», главная героиня до конца была предана своим чувствам, не смотря на трудности. Сюжет начинается с того, что главная героиня просит своего отца привезти ей перышко финиста ясна сокола. Впоследствии выясняется, что само перышко обращается в сокола (заколдованного юношу). Об этом секрете прознают ее сестры и отправят сокола «на волю». Когда ее заколдованный избранник улетел в тридесятое царство, она проявила верность и упорство в преодалении трудновыполнимых задач при поиске своего суженного, что меня весьма удивило, ведь в современных реалиях, женщина при первых трудностях и «неправильного» поведения со стороны супруга сразу же включает гордыню и либо уходит из отношений не в состоянии простить, либо пребывает в обиде.
Следующая сказка наглядно рассказывает о том, как важно давать право на ошибку и отдавать власть мужчине. Это сказка Марья Моревна. В сюжете фигурирует Марья Моревна, которая была обручена с Иваном царевичем. Она ему наказывает не открывать чулана, а сама уходит по своим делам. Запрет ее мужем нарушается, после чего следует беда - кощей бессмертный похищает Марью Моревну и наш герой ее спасает. Главная героиня не испытывает злобы или презрения по отношению к главному герою.
Она не питает иллюзий на его счет и принимает его, как есть. Она также помогает ему в преодолении испытаний и советует о том, как лучше поступить.
В сказке про Василису Микулишну, главная героиня, переодевшись мужчиной, следует своему чувству и вызволяет из плена своего возлюбленного супруга преодолев множество испытаний. Она не разделяет мужское и женское, доказывая взаимодополняемость проявления этих качеств. Она с легкостью примеряет на себя образ воина и преодолевает трудности. В реальной жизни в определенных моментах в отсутствие мужчины по тем или иным причинам приходится на себя брать мужские функции, но это не меняет женской сути, а только ее дополняет. Доверие выражается в этой сказке в вере в саму себя, в своего мужчину и выражении целостности в проявлении мужских и женских качеств.
Таким образом, доверие к мужчине может проявляться через понимание взаимодопоняемости мужских и женских качеств, веры в собственного мужчину и в себя, взаимопомощь и поддержку, упорство и преодоление гордыни.
Наталья Жадобкина
Несмотря на то, что инициация супружество у меня в общем пройдена, но есть трудности в отношениях. Одним из серьёзных, на мой взгляд, моментов является отсутствие доверия мужу, а без него - инициация недопройдена. И стали мы трудиться над темой через русские сказки.
Первой сказкой, осознаниями из которой хочу поделиться, это - "Поди туда - не знаю куда". Женщине не всегда возможно быть в радости и лёгкости. Я пробую расслабиться, но почему-то тогда в принципе теряю голову, что называется - перехожу в состояние девочки - я только радуюсь и не за что не отвечаю. Неее. Так дело не пойдёт. Доверие женщины отличается от доверия девочки. И мне приходит вот что: что именно мужчина определяет стратегию - мы идём туда, а женщина уже наполняет стратегию тактикой. Например, вот Андрею-стрельцу царь дал невыполнимое задание - он сам себе ставит задачу - выполнить его, но не знает - как. Приходит грустный к жене, а она его спрашивает: что ты печалишься, дорогой? Он говорит: так и так, надо сходить туда не знаю куда, принести то, не знаю что. Она его успокаивает, укладывает спать, а сама призывает силы природы + силы своего рода, чтобы найти решение, а потом отправляет мужа выполнять - реализовывать в материальном.
Анализируя данный момент, мне пришло, что его супруга не начинает отговаривать мужа "да ерунда это всё, не думай, пусть само собой пройдёт", а она реально ищет возможность, как помочь мужу. Тут для меня отозвалось, что доверие - это ещё и про принимать всерьёз, быть чуткой, чувствовать и видеть трудности мужа, быть готовой их принять и трудиться над ними. Его путь - это её путь. Второе - это про внутреннее чувство своей женской ответственности. Мужчина, прося о помощи, ждёт именно женской поддержки, женского мудрого видения - как решить проблему. Тут женщина может не бояться - решать он её будет сам.
Следующую сказку, на которой хотела бы остановиться - мой любимый "Аленький цветочек" - здесь действительно много примеров для женских инициаций. В данном случае обращу внимание на взаимодействие между Настенькой и чудовищем - несомненно девушка смогла довериться ему: ласково, шаг за шагом она познавала его, на свой страх и риск просила проявиться настоящим. Меня восхитило её стремление к душевному, абсолютно бескорыстному взаимодействию и открытость в чувствах. Здесь я увидела доверие как несомненное принятие любых факторов, отсутствие страхов и только истинное желание узнать - а какой же ты на самом деле.
В сказке о Василисе премудрой увидела ещё один важный аспект доверия - идти вместе с мужчиной за его целью и терпеть связанные с ней неудобства. Казалось бы такой простой пункт - но для меня он открылся с новой стороны. То есть мужчина ставит цель - нам нужно повидать моих родителей. Жена отвечает: ох, беспокоюсь, что мой отец будет гневаться, но мы что-нибудь придумаем. Нужно выразить свои чувства и, даже если цель связана с трудностями и лишениями, но при этом является истинной, то женщина обязана её поддержать. А вот путь движения к ней, она может придумать самостоятельно.
Также важное осознание пришло из сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Когда молодец приехал свататься к Алёнушке, то он пообещал ей вернуться осенью и взять её в жёны, а она - выразила ему своё доверие. И я прям почувствовала, как в этот момент между ними образовалась энергетическая связь. И в тот момент, когда она утопилась, он пришёл ей на помощь и спас её. Потому что она протянула ему поток доверия, а он в ответ предоставил ей безопасность. И в случае если что-то с ней случится, то он это почувствует и придёт на помощь.
Ещё одной гранью доверия можно назвать - вера в мужчину, что он справится. Здесь приведу пример из сказки "Марья Моревна". Когда муж не выполнил наказ супруги и, зайдя в чулан, выпустил Кащея, то она терпеливо ждала: она не пыталась сбежать сама, помогала только в том, о чём он сам её просил, не обвиняла в неудачных попытках побега, а просто шла за ним. В этой сказке также вижу пример обмена ролями - мужчина занимает мужскую позицию (бороться), женщина - женскую (верить).
При обсуждении в общей группе также выявили ещё один важный критерий доверия мужчине - внутренняя верность женщины. С внешней верностью - всё более или менее понятно. И вот внутренняя верность - это готовность отстаивать своё право быть с ним, даже в случае если он по ошибке выберет другую женщину. Здесь можно привести пример из сказки "Белая уточка", где главная героиня, превратившись в уточку, не смирилась с коварным обманом женщины, которая заняла её место, и вернула себе мужа. И в сказке "Финист - ясный сокол" главная героиня также не отказалась от своего счастья и отстояла своё право быть женой любимого мужа. Для меня такое поведение женщины отозвалось до слёз - ведь часто в наше время женщина может проявлять гордыню, избегать трудностей и отталкивать мужа в случае его неправильного поведения.
Повторюсь и здесь укажу критерий доверия - выражение женщиной чувств мужчине. Пример возьмём из сказки "Царевна-лягушка": когда Иван-царевич жжёг лягушачью шкуру, то царевна, узнав об этом, не винила его, а просто воскликнула "Ах, что же ты наделал" (выразила чувства), далее она сказала "Если бы ты 3 дня ещё подождал..." (то есть сказала как надо было бы поступить иначе) и дальше дала напутствие "Ищи меня за тридевять земель..." (то есть сообщила, что нужно сделать).
Проработка данной темы была связана для меня с отслеживанием ситуаций, связанных с доверием мужу, в которых обычно я поступала иначе - не так, как героини сказок. Здесь главное - увидеть момент, остановиться и применить иной принцип действия. Опишу несколько примеров - как это у меня получалось.
Я начала с того, что попросила мужа рассказать мне о своих ценностях (раньше этот разговор шёл труднее). Но когда мужчина чувствует внутреннюю готовность женщины принять его любым, когда чувствует её искренний интерес (хотя и на словах мне пришлось об этом тоже сказать), то он открывается гораздо легче.
Ещё один пример - следовать целям мужчины и терпеть неудобства. Раньше, приезжая в гости к его маме, мне было сложно: так как я больше пряталась и терпела неудобства. Тут я настроилась на принятие его цели - муж хочет повидаться с мамой и родственниками - а я его поддерживаю, несмотря на дискомфорт - но это мой выбор.
Пример обмена ролями: муж выполняет мужскую работу (чинит кран), а я просто сижу и верю, что он справится. Хотя мне это ох как ни просто: можно же советовать что-то или пытаться лезть под руку. Тут важно остановиться и выбрать женскую роль.
И последний пример - гармоничного выражения чувств. Вижу, что муж не послушал меня и сделал по-своему. Моя реакция: выразить чувства - "Ох, я расстроена..." (без обвинения), сказать, как нужно было поступить иначе - "Если бы ты купил другие..., то я бы быстрее справилась", сообщила, что нужно сделать - "А теперь я не успею так быстро - и мне нужна твоя помощь". Это одна из самых сложных задач, над которой мне ещё предстоит потрудиться.
Благодарим Вас за внимание.
When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.