Блоги сообщества

Здесь мы делимся своим опытом, наработками, мыслями
Размер шрифта: +
11 мин. займёт чтение (2152 слов)

Женские инициации в русских сказках: доверие мужчине

photo_5413469689067193859_x

Тема нашей работы была связана с темой доверия мужчине в сказках. Опираясь на книгу Р.П.Ефимкиной «Пробуждение спящей красавицы», удалось установить, что характер сказок носит прежде всего психологическую основу, и главные героини точно также как и реальные женщины проходят несколько стадий инициаций, находясь на которых, учатся доверию мужчине.


К примеру для того, чтобы девочке стать девушкой, нужно раскрыть свою сексуальность, детерминировать собственную идентичность и сепарироваться от родителей. При сепарации возникают конфликты между дочерью и ее родителями. К примеру, в сказках падчерица и мачеха делят территорию и мужчину (отца), в результате чего падчерица уходит на другую территорию и находит своего мужчину и средства к существованию (образуется новая семья). Интересно, что ролевой конфликт также был рассмотрен и со стороны дочери и отца: девушка должна отделиться от отца и при этом, сохранив с ним мир, создать семью с другим мужчиной.

Для того, чтобы перейти на следующую ступень - нужно пройти через кризис продуктивности, приобрести чувство ответственности и осознать взаимосвязь мужского и женского. На этой стадии в сказке разворачивается ролевой конфликт между героиней и ее мужем и разворачивается тема двойного брака. Первый брак (первая инициация) - незаконный, второй брак (вторая инициация) - законный, дающий героине социальный статус и возможность рожать детей. Также интересно переплетение конфликта между свекровью и героиней. Войдя в новую семью, героиня обнаруживает, что территория между мужем и его матерью еще не разделена, потому мать предъявляет права на сына и в этом случае героиня должна пройти испытания и стать равной по социальному статусу его матери.

В сказке также могут быть показаны переходы из одной стадии в другую. Девушка выходит замуж, и её по объективной необходимости покидает муж. Символически идёт речь о потери мужа, но на самом деле в этот момент происходит потеря мужа в старом качестве - как зависимого и инфантильного партнёра - и обретения в новом. Для этого сама героиня должна пройти ряд испытаний, преодолев которые, она приобретает необходимые качества, свойственные новой стадии.

На следующей стадии главная героиня приобретает опыт и мудрость, которые передает младшим поколениям и сопровождает в прохождении инициаций. Здесь идет обратная сторона первой стадии и разворачивается между мачехой и падчерицей. Мачеха освобождается от социального долга по отношению к выросшей дочери/детям и теперь ее задача состоит в том, чтобы передать опыт, мудрость и знания.

Отдельного внимания заслуживает тема поведения неинициированной матери по отношению к дочери-подростку. Неинициированная мать, подходя к завершению этапа продуктивности, чувствует конкуренцию со стороны подрастающей дочери, которая приближается к данной стадии. В этой ситуации у матери возникает непреодолимый страх перехода в стадию старости, и она всеми силами пытается не допустить перехода дочери в новую стадию (ведь если дочь станет женщиной, то она - бабушкой). Для этого мать может использовать следующие стратегии: обесценивание секса и отношений с мужчинами, угрозы вроде "только принеси в подоле", тотальный контроль. В ответ на эти манипуляции девочки могут либо изолироваться от своей сексуальности ("синий чулок"), уйти в протест и начать гулять (стать "гулящей" - внутренняя холодность при внешней сексуальности) или остаться вечной подконтрольной девочкой.


Как нам помогают сказки в преодолении подобных сценариев? Они объясняют, что девушка должна уйти с территории матери/мачехи; получить разрешение на личное счастье и совет, как себя вести; найти своего мужчину и построить свои границы. Разрешение на счастье можно получить с помощью разделения функций матери: одна - любящая, вторая - карающая. Далее выразить свои чувства отдельно каждой из функций. Тогда любящая часть сможет дать благословение на право быть женщиной. Потом женщина находит своего мужчину и должна защитить свою территорию от контроля матери.

В книге также приведён интересный пример по сказке "Русалочка". Хотя это не русская сказка, но суть важно описать: если бы главная героиня могла бы сказать о своих чувствах любимому мужчине, то он бы её понял, они бы поженились и были счастливы. Ведь выражение чувств женщиной мужчине - это один из элементов её доверия ему. На этой ноте мы перейдём к нашему индивидуальному труду по теме доверия мужчине.


Алина Кузьминых

Начну с темы доверия значимой и важной мужской фигуры для девочки - отцу.


Первой сказкой, которой я хочу поделиться будет Морозко. Мачеха, как неинициированная женщина, видит в своей падчерице соперницу за внимание отца и потому просит мужа отвезти ее на верную погибель в лес. Падчерица доверяется своему отцу, принимает его выбор и успешно проходит инициацию, проявляя свои положительные качества. Она счастливо выходит замуж.

А к примеру в сказке «Перышко финиста ясна сокола», главная героиня до конца была предана своим чувствам, не смотря на трудности. Сюжет начинается с того, что главная героиня просит своего отца привезти ей перышко финиста ясна сокола. Впоследствии выясняется, что само перышко обращается в сокола (заколдованного юношу). Об этом секрете прознают ее сестры и отправят сокола «на волю». Когда ее заколдованный избранник улетел в тридесятое царство, она проявила верность и упорство в преодалении трудновыполнимых задач при поиске своего суженного, что меня весьма удивило, ведь в современных реалиях, женщина при первых трудностях и «неправильного» поведения со стороны супруга сразу же включает гордыню и либо уходит из отношений не в состоянии простить, либо пребывает в обиде.

Следующая сказка наглядно рассказывает о том, как важно давать право на ошибку и отдавать власть мужчине. Это сказка Марья Моревна. В сюжете фигурирует Марья Моревна, которая была обручена с Иваном царевичем. Она ему наказывает не открывать чулана, а сама уходит по своим делам. Запрет ее мужем нарушается, после чего следует беда - кощей бессмертный похищает Марью Моревну и наш герой ее спасает. Главная героиня не испытывает злобы или презрения по отношению к главному герою.
Она не питает иллюзий на его счет и принимает его, как есть. Она также помогает ему в преодолении испытаний и советует о том, как лучше поступить.

В сказке про Василису Микулишну, главная героиня, переодевшись мужчиной, следует своему чувству и вызволяет из плена своего возлюбленного супруга преодолев множество испытаний. Она не разделяет мужское и женское, доказывая взаимодополняемость проявления этих качеств. Она с легкостью примеряет на себя образ воина и преодолевает трудности. В реальной жизни в определенных моментах в отсутствие мужчины по тем или иным причинам приходится на себя брать мужские функции, но это не меняет женской сути, а только ее дополняет. Доверие выражается в этой сказке в вере в саму себя, в своего мужчину и выражении целостности в проявлении мужских и женских качеств.

Таким образом, доверие к мужчине может проявляться через понимание взаимодопоняемости мужских и женских качеств, веры в собственного мужчину и в себя, взаимопомощь и поддержку, упорство и преодоление гордыни.


Наталья Жадобкина

Несмотря на то, что инициация супружество у меня в общем пройдена, но есть трудности в отношениях. Одним из серьёзных, на мой взгляд, моментов является отсутствие доверия мужу, а без него - инициация недопройдена. И стали мы трудиться над темой через русские сказки.


Первой сказкой, осознаниями из которой хочу поделиться, это - "Поди туда - не знаю куда". Женщине не всегда возможно быть в радости и лёгкости. Я пробую расслабиться, но почему-то тогда в принципе теряю голову, что называется - перехожу в состояние девочки - я только радуюсь и не за что не отвечаю. Неее. Так дело не пойдёт. Доверие женщины отличается от доверия девочки. И мне приходит вот что: что именно мужчина определяет стратегию - мы идём туда, а женщина уже наполняет стратегию тактикой. Например, вот Андрею-стрельцу царь дал невыполнимое задание - он сам себе ставит задачу - выполнить его, но не знает - как. Приходит грустный к жене, а она его спрашивает: что ты печалишься, дорогой? Он говорит: так и так, надо сходить туда не знаю куда, принести то, не знаю что. Она его успокаивает, укладывает спать, а сама призывает силы природы + силы своего рода, чтобы найти решение, а потом отправляет мужа выполнять - реализовывать в материальном.

Анализируя данный момент, мне пришло, что его супруга не начинает отговаривать мужа "да ерунда это всё, не думай, пусть само собой пройдёт", а она реально ищет возможность, как помочь мужу. Тут для меня отозвалось, что доверие - это ещё и про принимать всерьёз, быть чуткой, чувствовать и видеть трудности мужа, быть готовой их принять и трудиться над ними. Его путь - это её путь. Второе - это про внутреннее чувство своей женской ответственности. Мужчина, прося о помощи, ждёт именно женской поддержки, женского мудрого видения - как решить проблему. Тут женщина может не бояться - решать он её будет сам.

Следующую сказку, на которой хотела бы остановиться - мой любимый "Аленький цветочек" - здесь действительно много примеров для женских инициаций. В данном случае обращу внимание на взаимодействие между Настенькой и чудовищем - несомненно девушка смогла довериться ему: ласково, шаг за шагом она познавала его, на свой страх и риск просила проявиться настоящим. Меня восхитило её стремление к душевному, абсолютно бескорыстному взаимодействию и открытость в чувствах. Здесь я увидела доверие как несомненное принятие любых факторов, отсутствие страхов и только истинное желание узнать - а какой же ты на самом деле.

В сказке о Василисе премудрой увидела ещё один важный аспект доверия - идти вместе с мужчиной за его целью и терпеть связанные с ней неудобства. Казалось бы такой простой пункт - но для меня он открылся с новой стороны. То есть мужчина ставит цель - нам нужно повидать моих родителей. Жена отвечает: ох, беспокоюсь, что мой отец будет гневаться, но мы что-нибудь придумаем. Нужно выразить свои чувства и, даже если цель связана с трудностями и лишениями, но при этом является истинной, то женщина обязана её поддержать. А вот путь движения к ней, она может придумать самостоятельно.

Также важное осознание пришло из сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Когда молодец приехал свататься к Алёнушке, то он пообещал ей вернуться осенью и взять её в жёны, а она - выразила ему своё доверие. И я прям почувствовала, как в этот момент между ними образовалась энергетическая связь. И в тот момент, когда она утопилась, он пришёл ей на помощь и спас её. Потому что она протянула ему поток доверия, а он в ответ предоставил ей безопасность. И в случае если что-то с ней случится, то он это почувствует и придёт на помощь.

Ещё одной гранью доверия можно назвать - вера в мужчину, что он справится. Здесь приведу пример из сказки "Марья Моревна". Когда муж не выполнил наказ супруги и, зайдя в чулан, выпустил Кащея, то она терпеливо ждала: она не пыталась сбежать сама, помогала только в том, о чём он сам её просил, не обвиняла в неудачных попытках побега, а просто шла за ним. В этой сказке также вижу пример обмена ролями - мужчина занимает мужскую позицию (бороться), женщина - женскую (верить).

При обсуждении в общей группе также выявили ещё один важный критерий доверия мужчине - внутренняя верность женщины. С внешней верностью - всё более или менее понятно. И вот внутренняя верность - это готовность отстаивать своё право быть с ним, даже в случае если он по ошибке выберет другую женщину. Здесь можно привести пример из сказки "Белая уточка", где главная героиня, превратившись в уточку, не смирилась с коварным обманом женщины, которая заняла её место, и вернула себе мужа. И в сказке "Финист - ясный сокол" главная героиня также не отказалась от своего счастья и отстояла своё право быть женой любимого мужа. Для меня такое поведение женщины отозвалось до слёз - ведь часто в наше время женщина может проявлять гордыню, избегать трудностей и отталкивать мужа в случае его неправильного поведения.

Повторюсь и здесь укажу критерий доверия - выражение женщиной чувств мужчине. Пример возьмём из сказки "Царевна-лягушка": когда Иван-царевич жжёг лягушачью шкуру, то царевна, узнав об этом, не винила его, а просто воскликнула "Ах, что же ты наделал" (выразила чувства), далее она сказала "Если бы ты 3 дня ещё подождал..." (то есть сказала как надо было бы поступить иначе) и дальше дала напутствие "Ищи меня за тридевять земель..." (то есть сообщила, что нужно сделать).

Проработка данной темы была связана для меня с отслеживанием ситуаций, связанных с доверием мужу, в которых обычно я поступала иначе - не так, как героини сказок. Здесь главное - увидеть момент, остановиться и применить иной принцип действия. Опишу несколько примеров - как это у меня получалось.

Я начала с того, что попросила мужа рассказать мне о своих ценностях (раньше этот разговор шёл труднее). Но когда мужчина чувствует внутреннюю готовность женщины принять его любым, когда чувствует её искренний интерес (хотя и на словах мне пришлось об этом тоже сказать), то он открывается гораздо легче.

Ещё один пример - следовать целям мужчины и терпеть неудобства. Раньше, приезжая в гости к его маме, мне было сложно: так как я больше пряталась и терпела неудобства. Тут я настроилась на принятие его цели - муж хочет повидаться с мамой и родственниками - а я его поддерживаю, несмотря на дискомфорт - но это мой выбор.

Пример обмена ролями: муж выполняет мужскую работу (чинит кран), а я просто сижу и верю, что он справится. Хотя мне это ох как ни просто: можно же советовать что-то или пытаться лезть под руку. Тут важно остановиться и выбрать женскую роль.

И последний пример - гармоничного выражения чувств. Вижу, что муж не послушал меня и сделал по-своему. Моя реакция: выразить чувства - "Ох, я расстроена..." (без обвинения), сказать, как нужно было поступить иначе - "Если бы ты купил другие..., то я бы быстрее справилась", сообщила, что нужно сделать - "А теперь я не успею так быстро - и мне нужна твоя помощь". Это одна из самых сложных задач, над которой мне ещё предстоит потрудиться.

Благодарим Вас за внимание.
1
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.