Блоги сообщества

Здесь мы делимся своим опытом, наработками, мыслями
Размер шрифта: +
19 мин. займёт чтение (3870 слов)

Женские инициации в русских сказках

photo_5438393534609737741_x

Каждой женщине необходимо в своей жизни осуществить переход от состояния девочки к состоянию взрослой женщины. Мы называем этот переход «инициация» женщины. Слово «инициация» заимствовано нами из антропологии, в переводе с английского оно означает «принятие в группу».

Наталья Жадобкина

Труд над нашей темой исследования мы начали с написания письма себе, чтобы понять - какие инициации у нас ещё не пройдены. Несмотря на то, что я замужем, у меня не пройдена инициация молодость (супружество). И мы решили начать с критически непройденных.

Здесь же столкнулись с темой претензий к мужчинам, над которой потрудились отдельно. Для себя я выбрала нелёгкий труд в виде написания отдельных писем мужчинам, с которыми мне когда-либо приходилось негармонично взаимодействовать. В каждом конкретном случае выделяла уроки, брала свою ответственность и через многократное повторение одних и тех же уроков у меня возникло более ясное чувство - на каких же главных уроках я в основном спотыкаюсь. На мой взгляд, такой труд - отличное дополнение к письмам отцу - в данной работе я осознала свои уроки глубже, посмотрела и увидела их проявления с разных сторон.

По итогам данной работы выделила основные уроки. 1. Честно по-женски трудиться, не пытаться за счёт кого-то чего-то добиться, не манипулировать и не доказывать своё превосходство. Принятие себя, стремление к бескорыстному дарению и безусловной любви. 2. Выражение своих чувств, умение дать мужчине гармоничную обратную связь, душевное общение. Принятие на себя своей женской ответственности, нахождение в женской роли.

Конечно, в инициациях более высокого уровня наиболее остро проявляются те моменты, которые не были в своё время допройдены в предыдущих. В начале наших исследований попыталась создать схему, по которой можно определить, в какой инициации обретение того или иного качестве принципиально, иначе на следующих этапах её не прохождение грозит серьёзными трудностями. Но мы поняли, что нужно начать с задачи более простой - выбрать героинь сказок, которые наиболее отзываются именно сейчас, проработать с их помощью текущие проблемы, обобщить этот опыт и только потом подниматься на ступеньку выше.

Для своего труда я выбрала 3 образа, которые наиболее отозвались: Маша - Чернушка (аналог сказки Золушка), Настенька (Морозко), Настенька (Аленький цветочек). Теперь опишу подробнее.

Маша (Чернушка) несмотря на своё дворянское происхождение (как у меня по родословной) спустилась в самый низ по социальной лестнице и выполняла самую простую физическую работу. Но она взяла себя в руки и честно по-женски трудилась несмотря на внешние невзгоды, справляться с которыми ей помогала сама природа (здесь мне приходит образ доверия творцу и принятия себя). И в конечном итоге она вышла замуж за князя. Русская сказка довольно короткая, но по ней для себя хорошо отследила прохождение инициации юность.

Как трудилась с этим образом. Во-первых, пришло осознание, что не важно, как к тебе относятся другие - важно, как отношусь к себе я. Меня могут критиковать, требовать и негативно оценивать, но если у меня есть любовь к себе, то это не будет каждый раз меня травмировать - я беру ответственность на себя за себя и удерживаю своё состояние. Во-вторых, я честно тружусь в женском состоянии (не выполняю мужской работы, но свою женскую делаю в полном объёме в гармоничном состоянии, при этом нахожу время и для общения с природой, и просто для созерцания - что помогает мне удерживать внутреннее состояние любви). В-третьих, я не чувствую превосходства над теми, кто не имеет полной картины мира - не стараюсь их учить, манипулировать ими, а просто делаю то, что должно (и будь, что будет).

Самый важный результат от этой работы - принятие на себя ответственности за себя. Другие могут себя вести как угодно, а я у себя есть. Могу снизить свою обидчивость и дарить любовь.

Следующий образ из сказки "Морозко" - Настенька. Здесь показан тот же урок, что и в Чернушке, но тут увидела для себя ярче непринятие со стороны мачехи - Марфушенька-Душенька и Настька-змея подколодная. Мне отозвалось, как в детстве, что вот другие такие молодцы, а я, чтобы ни делала, не такая. Но только Настенька свой урок прошла, а я - нет. Второе - взаимодействие с мужчинами хорошо показано (особенно в фильме 1964 года), как оставаться собой, но при этом дарить любовь.

Нужно не подстраиваться, а быть гибкой - скорее, встраиваться, искать своё место в доступном пространстве и продолжать делать свои женские дела.

Настеньке на протяжении всей сказки удавалось не вступать в противостояние, проходить инициации. Для меня было важным увидеть, как она безропотно восприняла согласие отца отвезти её в лес (выход из шара родителей). У меня этого, к сожалению, до сих пор до конца не произошло, так как есть страх не справиться с жизнью и с женской ролью.

Как трудилась с этим образом. Отслеживаю ситуации переложения ответственности в критических ситуациях: случился конфликт или недопонимание, стоп, смотрю на себя - какое моё поведение, какие мои чувства к нему привели. С моим выработанным постоянным убеганием, в том числе в иллюзии, это нелегко. Но работа через образы мне очень помогает. В случаях, когда мне предъявляют претензии - также. Останавливаю процесс заваливания в жертву, разворачиваюсь и беру на себя ответственность. Оглядываясь назад, понимаю, как же сложно со мной было взаимодействовать ранее: что бы мне ни сказали, надо всё перевернуть и возможно даже и не услышать то, о чём мне хотел сказать другой человек.

Отдельный большой блок труда - выход из шара родителей, принятие женской роли и встраивание в род мужа. Пока у меня вылезли страхи опять же не справиться - банально с созданием пространства своей семьи. Раньше у меня были претензии к маме, что вот она не формирует пространство дома, что туда не хочется заходить. Сейчас, мы живём вместе и, когда она в длительном отъезде, чувствую какое у меня получается негармоничное пространство (да я даже и не уделяю этому особенно времени, ведь мне некогда) - и возникает страх быть неправильной женщиной. С одной стороны, через это принимаю маму, её негармоничности, вижу свои уроки, с другой - ставлю себе в дальнейшую проработку (написать письмо страху быть неправильной женщиной, поискать в сказках яркие примеры создания в семье пространства любви и осознанно выделять время для его поддержания).

И последний образ, на котором остановлюсь подробнее - Настенька из сказки "Аленький цветочек". Здесь, на мой взгляд, довольно полно раскрыто прохождение инициации молодость. В первую очередь мне отозвалось гармоничное взаимодействие с мужчиной, начиная с нулевого этапа: душевные разговоры, понимание картин мира друг друга, познание мужской природы. Для женщины оказывается полезным уметь убедить мужчину в правильности своих желаний: даже если он против (не хотел говорить с ней голосом, не хотел показываться), то женщина всё равно продолжает с любовью и строгостью настаивать на реализации - тогда происходит развитие отношений.

Здесь также показано отделение от родительской семьи: девушка берет на себя ответственность и уверяет, что справится в новых условиях. Мне отозвалась именно та внутренняя уверенность, которая была у Настеньки.

И по ходу уже пришло осознание, что, как и в предыдущих образах, здесь рассказывается о трансформациях духовного в материальное у женщины. Если она отказывалась от чрезмерного увлечения материальными благами, делала упор на духовное, то в будущем она сможет найти себе такого мужа, который "только она подумала, а он уже исполнил". Осознаю, что такое гармоничное взаимодействие происходит при условии высокого уровня духовного развития женщины, создания ей такой атмосферы, в которой мужчине захочется от души одаривать свою любимую и глубоко любящую.

Показано и взаимодействие с завистниками и недоброжелателями: сёстры захотели, чтобы она не смогла вернуться к её распрекрасному мужчине. Но и тут, благодаря истинной любви, все их козни были нейтрализованы. Для меня это было ещё одним показателем того, насколько любовь женщины важна в паре - на ней строится гармоничное взаимодействие - и самая главная женская задача, самое главное проявление женской роли, её ответственности - в дарении и удержании своего состояния.

Как трудилась с этим образом. В первую очередь, стараюсь проговаривать свои чувства мужу и делиться своими "картинками", но при этом быть в состоянии принятия и дарения. Если муж начинает раздражаться - значит нужно искать и возвращать это состояние. И не просто убегать (как получается автоматически), а осознанно брать перерыв, не теряя состояния любви.

Про правильность желаний. Для себя увидела это как доверие своим чувствам. Пока это для меня за флажки, но буду трудиться с этой темой. Тут важно не сидеть в голове, а обратиться к душе: действительно ли моё желание продиктовано истинной заботой о семье или это просто эгоистическое намерение.

Это и есть женская ответственность: материализовать с помощью мужчины, но не просто её желание, а то сокровенное гармоничное веление души. Это и есть верховенство духовного над материальным, женская роль в паре. Сделать что-то не ради самой себя, чтобы было комфортнее жить, а что-то важное для развития пары. Здесь я вырабатываю навык чаще с подобными вопросами обращаться к душе и следовать её подсказкам, останавливая действие негативных программ.

Тему отделения от родительской семьи здесь мне ещё пришло, что можно проработать через взращивание той самой внутренней уверенности за счёт развития доверия творцу. Отвлечься от чрезмерной погруженности в материальное, от страхов.

И в завершении хочу поблагодарить Алиночку за её доклад по книге "Мартин Иден". В продолжении темы пришло, что часто я что-то делаю в материальном мире с целью получить восхищение или признание других. Если женщина при выполнении своих женских дел будет руководствоваться таким мотивом, то она никогда не будет счастлива, как и её семья. Перенося опору на себя, развивая доверие своим чувствам и умение дарить, буду трудиться над собой дальше.

Алина Кузьминых

Трудиться мы начали с писем мужчинам, на которых я держала злобу и обиду. К примеру, у меня возникли частые разногласия с моим братом и любимым человеком. Написав письма, проговорив недосказанности и собственные страхи, я осознала, что у меня был страх встретиться с собой настоящей. Все мужчины меня так или иначе разворачивали на саму себя и это выражалось в излишней привязанности с моей стороны к ним и последующему отвержению. Только после принятия себя, своих ошибок и предметов разногласия, я смогла восстановить связь с собой и понять над чем мне предстоит работать.

Также мне было интересно узнать о моем прохождении инициаций. Обратившись к таблице и пояснением по женским инициациям, я осознала, что у меня есть два непройденных этапа: детство и юность.

И мы также стали писать письма. Исследуя первую инициацию "Детство", погружаясь в женскую природу, могу сказать, что она у меня почти пройдена, так как я принимаю свой пол, свою идентичность, но не могу взять ответственность, проявляя свой инфантилизм, оставаясь в образе маленькой девочки. Так произошло по той причине, что родители проявляли свою незаинтересованность ко мне и мои чувства были для них не в приоритете. Потому, будучи взрослой мне было трудно различать и справляться с эмоциями. Передо мной стояла задача: понять себя глубже, научиться принимать решения и делать выбор ориентируясь на свои чувства, мысли и эмоции.

Этап "Юности" я еще прохожу. На моем опыте я встретила первые разочарования и прошла инициацию в чувственность. Я не отказываюсь от взаимодействия с противоположным полом и осознала, что ставить единственной целью жизни карьеру - совсем не то, что я бы хотела. Непройденность данного этапа выражается в еще не разорванной связи с матерью, а соответственно стоит и признать зависимость в психоэмоциональном плане не только от нее, но и от окружающего мира. Мне предстояла задача обрести опору на себя, научиться брать ответственность за свои состояния на себя, не уходя в побеги, интересуясь тем, что я чувствую и думаю.

Но как героини наших русских сказок проходили перечисленные обряды инициации?

Возьмем за пример русскую народную сказку «Гуси-лебеди» в пересказе Афанасьева и узнаем о том, как главная героиня данного произведения смогла выйти из образа маленькой девочки и принять свой пол, внешность и себя.

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. Отец уезжают на ярмарку, а старшую дочь просят следить за братом, и в награду ей посулили привезти гостинец — платочек. Сестрица, несмотря на наказ родителей, убежала гулять и прозевала брата. Боясь родительского гнева, бежит неведомо куда его выручать.

Гуси-лебеди являются проводниками из мира живых в мир мертвых, а также помощниками Бабы-Яги. Брат и сестра в сказках символизируют союз мужской и женской противоположностей. Гуси-лебеди забирают мальчика, разлучая тем самым сестру и брата, и уносят его в царство мертвых, к Бабе-яге. Героиня этой сказки теряет связь со своей маскулинной, духовной частью. В реальной жизни это мы можем увидеть, когда человек стремится только к материальным благам или ежедневно печется лишь о хлебе насущном, забывая о духовной составляющей жизни. И, проводя аналогию со своей жизнью, удалось увидеть, что я имею неустойчивую позицию и раз от раза заваливаюсь либо в духовную сферу и тружусь только там, либо же полностью в душевную, женскую часть. Мне, как и главной героине сказки придется узнать и полюбить свою мужскую часть себя и стать от этого по-настоящему целостной.

«Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь».

Также печь выступает как символ триединого мира — небесного, земного и загробного. Низ печи связывался с миром мертвых, там хоронили послед, выкидыши, а середина же печи — ее топка, хайло — связывалась с миром живых. Поэтому печь считалась сакральным атрибутом в доме.

Но почему же девочка не ест ржаных пирожков из печи? Это происходит по нескольким важным причинам. Печь, в которой готовят пищу, мыслиться как алтарь и любая еда считалась причастием к тотему, духу пищу – поел еды, пообщался с духами и набрался сил. Потому пирожки можно отнести к трансформации. Сейчас наша героиня привыкла к сознательной жизни в семье, а мир символов – пугающее, непознанное бессознательное. Ей предстоит расширить ее картину мира, сепарироваться от родителей, через понимание нового, другого мира. Но на данном этапе она еще не готова к этому и отказывается от пирожков, так как не готова их переварить, то есть понять истинную целостность.

Далее на пути девочке встретилась дикая лесная яблоня, полная кислых плодов. Яблоня символизирует связь с материальным и инициацию в юность. Девочка хотя и добрачного возраста, но понимает, что рано ей до прохождения инициации думать о рождении детей, идентифицироваться со зрелой женщиной, поэтому только на обратном пути она съедает предложенный плод.

Следующей, у кого просила девочка помощи, была молочная река с кисельными берегами. Материнское молоко — первая пища, которую ест младенец и с одной стороны, это, несомненно, аспект дающей заботливой щедрой матери, символ жизни. Но есть прямо противоположная сторона: тот же кисель часто служил ритуальной едой, им заканчивали трапезу на поминках. Речка - граница между миром живых и миром мертвых.

Как видим, молочная река с кисельными берегами весьма неоднозначный символ: с одной стороны, олицетворяет собой материнскую доброту, заботу, а с другой — забвение и смерть. На психологическом языке это означает знакомство с теневыми аспектами Матери. Ведь на самом деле Мать как дает жизнь, так ее и забирает, и в этом смысле понятно, когда мы говорим о земле, воде или природе в целом. На пути туда, до посвящения, девочка не готова смотреть на тень Матери, ведь в некотором смысле это и ее тень тоже. Только зрелый целостный человек может смотреть на нее открыто, воспринимать объект целостно. Для того чтобы так воспринимать себя, нужно иметь большое мужество, укрепить свое эго, знать границы Я и не-Я, а для этого ей нужно соединиться с о своим структурирующим мужским началом.

Богинь судьбы в разных мифологиях тоже по три. В античной мифологии выделяют три ипостаси Великой Матери: Персефону, Деметру и Гекату, которые соответствуют рождению, жизни и смерти и изображаются как девочка, невеста и старуха. Соединяя все три части архетипа воедино, мы видим, что печь связана с небом через свою трубу, яблоня с землей через свои корни, а молочная река с кисельными берегами — это река, текущая в мир мертвых. Это как вся жизнь. И с каждой из них нашей героине нужно было научиться взаимодействовать по-своему. И когда она девочка, и когда женщина, и когда старуха. На символическом языке произошло знакомство с целым миром, Вселенной. При этом взаимодействии героиня получает сакральное знание, которое включит в свою жизнь.

Девочка всякий раз по пути «туда» отвечала отказом на все предложения помощи, что на психологический язык можно перевести так: таким поведением она укрепляла свое эго, все больше отделяясь от материнского бессознательного. И, несомненно, при этом она берет на себя большую ответственность.

Девочке непременно нужно было повидаться с Бабой-ягой, но зачем? Сложив все части вместе, можно сделать вывод, что встреча с этой старухой символически отражает встречу с собственной смертью, так как Баба-Яга находится на границе миров и является проводником из мира живых в мир мертвых. Целостный человек всегда включает аспект смерти в свою жизнь. Это переосмысление, приобретение новых ценностей, и девочка понимает, что она не вернется после такого испытания прежней.

Сестра схватила брата и потащила вон из избушки. Но на этом история не закончилась, потому что Баба-яга приказала гусям-лебедям мчаться за беглецами. То есть мало себе вернуть свою часть, важно ее присвоить и сберечь, оттого на обратном пути героиню ожидали не меньшие опасности.

По дороге туда сначала была печь как символ рождения, затем яблоня как символ жизни и река как символ смерти. Словно вся жизнь прошла до смерти в ускоренном варианте. На обратном пути она сперва отведала киселя у молочной реки, затем лесного яблочка, а закусила ржаным пирожком. Эти действия отражают символическую смерть у реки, потом жизнь у яблони, а после, влезая внутрь печи, как бы «перепекаясь» — трансформируясь, снова рождается для жизни в проявленном мире, мире сознания. И именно после перерождения в печи гуси-лебеди прекратили погоню и оставили девочку в покое.

Также в этой истории очень много брачных символов: прошла героиня инициацию, а там и до свадьбы рукой подать! Девочка смогла пройти инициации, воссоединиться со своей мужской частью, со своим духом, спасая брата и наладить контакт со своими чувствами. Она смогла расширить картину мира, принимая реальность такой, какая она есть, принимая свою идентичность, свое женское через образ яблони и вкушение ее плодов и свое духовное начало, связь с небесами через образ печки.

Но вернемся к нашей истории. В итоге душа и дух вместе, соединились. Девочка получила награду: батюшка с матушкой привезли ей платочек. На Руси существовал обычай «развязывания ума», когда маленькой девочке дарили юбку и платок. Было принято, чтобы первый платок именно отец дарил своей дочери как символ признания ее женской сущности. И здесь отец символически признает свою повзрослевшую дочь уже молодой женщиной, а не девочкой.

Следующая сказка будет рассказывать о прохождения этапа «юности», где главная героиня обязана разорвать отношения с матерью, победить свою мачеху - неинициированную женщину, соперничающую за место жены с падчерицей и не позволяющую ей взрослеть, потому что не хочет уступить ей территорию. А потом получить разрешение, героев сказки на счастье и наставление. Ну и последнее – найти своего мужчину, перейти в род мужа, выстроив границы, защищая их от контроля матери и тем самым отделиться от семьи. Разберем сказку «Василиса прекрасная».

Первый этап данной инициации начинается с пробуждения и подготовки к новой жизни. Василиса лишается матери и фактически приобретает статус сироты. Уже в самом начале сказки показана передача мудрости, знаний инициированной женщины к своей дочери в образе куклы. Когда мать умирает, она зовет к себе дочь и приказывает ей:

— Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

Затем главная героиня подвергается тяжелым испытаниям со стороны мачехи, которая нагружает падчерицу непосильным трудом: «мачеха и сёстры завидовали её красоте, мучили её всевозможными работами, чтоб она от трудов похудела, а от ветра и солнца почернела; совсем житья не было!» Мачеха, как не инициированная женщина боится за то, что роль жены займет ее падчерица, так как и мачеха и падчерица находятся на этапе юности, переходящий в супружество. Мачеха не смогла пройти этап материнства, передать мудрость своим детям и помочь инициироваться. В реальной жизни женщинам перейти на другой этап часто мешают страхи. Так к примеру, в своей семье я боролась с матерью за внимание моего отца, и моя мама вступала в конфронтацию со мной. Если бы инициация супружества была пройдена, то моя мама не боролась со мной за внимание отца, так как мы бы находились бы априори на разных ступенях. Я своими усилиями смогла выстроить грамотную иерархию в семье и принять свою роль дочери, не соревнуясь за чье-либо внимание вовсе.

Далее Василису по сюжету отправляют в лес за огнем, так как в их избе весь закончился. Кульминацией инициации Василисы является приход в избу Бабы-Яги ее диалог с ней. Эпизод диалога проводника, проверяющего и испытывающего Василису:

— Что ж ты ничего не говоришь со мною? — сказала баба-яга. — Стоишь как немая? — Не смела, — отвечала Василиса, — а если позволишь, то мне хотелось бы спросить тебя кой о чем.

И Василиса спросила про всадников, которые оказались днем, ночью, солнечным светом, и одновременно «верными слугами» Бабы Яги. Василисе хотелось спросить еще про таинственные руки, но воздержалась. Именно это воздержание похвалила Баба Яга и сказала:

— Хорошо, — сказала баба-яга, — что ты спрашиваешь только о том, что видала за двором, а не во дворе! Я не люблю, чтоб у меня сор из избы выносили, и слишком любопытных ем!

В этот раз Баба Яга задала вопрос Василисе и спросила, как она успевала исполнять работу, которую та ей задавала. И Василиса призналась, что ей помогало благословение матери. Испытание словом, так как именно с этим Василисе приходится справляться самой, без помощи куколки. Василиса находит опору в себе и своем мнении, проходя сепарацию и отделение от матери.

Вторая часть диалога представляет собой испытание на сохранение тайны и знание границ. Василиса очутилась на грани двух миров — мира людей и мира мертвых, причем она сама уже не принадлежит полностью ни одному из них. Поэтому она не должна была спрашивать Бабу Ягу, обитательницу царства мертвых, о тайнах потустороннего мира. Целью диалога является испытание Василисы на отвагу и правду. Задавая вопрос Василисе, Баба Яга не могла не знать правды. Она только проверяла Василису. Девушке удалось не нарушить запрета матери, которая приказала дочке не рассказывать и не показывать посторонним куклу, а с другой стороны, сказать Бабе Яге правду. Баба Яга выгоняет Василису и одновременно вознаграждает ее, даря ей волшебный череп с горящими глазами. Героиня становится свободной и начинает новую жизнь. Но самое главное — Баба Яга благословит Василису на прощание, произнося слова: «Убирайся же ты от меня, благословенная дочка!»

Василиса приходит домой и сжигает его вместе со своими сестрами и мачехой. На данном этапе ей предстоит найти собственное предназначение, и она занимается ткачеством, создавая «полотно своей жизни» и благодаря своим умениям, труду и опыту она благополучно выходит замуж: «Тут взял царь Василису за белые руки, посадил ее подле себя, а там и свадебку сыграли».

Василиса благодаря тому, что смогла пройти инициацию юности, смогла перейти инициации супружества и материнства. Данная сказка учит полагаться на свои собственные силы, находить опору в себе через самореализацию и исполнение собственного предназначения и благодаря этому сепарироваться от матери, выстраивая самостоятельно свой жизненный путь.

Прочитав данную сказу, могу заявить, что период соперничества за внимание отца был пройден благодаря тому, что я смогла восстановить общими усилиями иерархию в семье поддерживая свою роль дочери. Разрыв в отношениях с матерью я прохожу благодаря тому, что реализуюсь в живописи и дизайне, как Василиса и в ткачестве.

Подытоживая, смею сообщить, что для прохождения этапа детства необходимо дать ребенку полную картину мира, со знанием о высших и низших мирах. Ребенок на этом этапе учит соединяться со своим духовным и душевным, женской и мужской частью, обретая целостность. Баланс духовного и материального, укрепление своего эго, знание собственных границ и воссоединение со своим мужским началом. А также осознание своего чувственного восприятия.

На этапе юности важно либо перенять мудрость от матери, либо, проходя жизненные испытания обретать ее самой, не соревнуясь за любовь и внимание родителей. На данном этапе девушка учиться обретать внутреннюю опору и реализовываться через ее предназначение, дело ее жизни, принятие жизненных обстоятельств, труд, тем самым отделяясь от матери.

Эта работа мне помогла осознать и увидеть, как главные героини проходили обряды инициации. Через работу со сказкой гуси лебеди я осознала важность духовного мира, воссоединение со своей мужской частью и целостностью. А сказка о «Василисе прекрасной» научила меня находить внутреннюю опору через дело жизни.

0
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.