Блоги сообщества

Здесь мы делимся своим опытом, наработками, мыслями
Размер шрифта: +
10 мин. займёт чтение (2054 слов)

Группа №9.«Ева и Лилит. Мифология и традиции»

20221113-185934


Ольга:
Наша группа трудится над темой программы Лилит. И чтобы глубже понять кто же такая Лилит, предлагаю вам заглянуть в мифологию и историю проблематики темы.
Имя Лилит, как и её образ, считается заимствованным из вавилонской (возможно, и шумерской) мифологии[1]. В шумерском языке лиль обозначает «воздух», «ветер»; «дух», «призрак». В имени демонов-лилиту заключена игра слов из разных языков, смешивающая шумерское лиль («дух») и аккадское лилу («ночь»), и приводящая к смеси представлений о демонах этого рода, как о исключительно ночных привидениях.
Кроме этого, в иврите (а возможно, и в других семитских языках) словом «лилит» обозначается птица неясыть, разновидность сов. Согласно некоторым источникам, имя «Лилит» (Lilith) восходит к группе месопотамских демонов под названием «лилу» (lilu или Lillu); демоны женского рода назывались «лилиту» (lilitu). Лилу ассоциировались с бурями и пустошью. Несмотря на разнообразие версий о происхождении имени Лилит, можно с уверенностью сказать, что оно не было повсеместно единым вплоть до основания Вавилона (примерно 2000 лет до н.э.), поэтому первым упоминанием Лилит можно считать пролог вавилонской эпопеи «Гильгамеш». «Демон Лилит» представлен там как красивая девушка с лапами ночной совы. Древние греки также верили в существование Лилит, называли их Ламиями и считали, что они похищают и пожирают чужих детей.

В канонизированном ветхом завете имя «Лилит» встречается лишь однажды, в Книге Исайи (XXXIV, 14): «…Там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой». В оригинале стоит слово «Lilith», однако некоторые толкователи склонны переводить «Lilith» как «ночное привидение», «филин» или «сова».

В первых двух главах книги Бытия друг за другом излагаются две совершенно разные истории сотворения человека. По одной из версий, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово «человек» в древнееврейском оригинале пишется как «adam», от «adamah» (пыль, прах). Оно относится не только к мужчине, но и к женщине.
Вот что говорится дальше: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, тогда как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22). Это была вынужденная вторая попытка после блистательной неудачи первого подхода. Хотя некоторые полагали, что Бог сотворил Еву вовсе не из Адамова ребра, а из хвоста с жалом на конце, который поначалу был у Адама. Бог отрезал хвост, и обрубок - бесполезный копчик - до сих пор остается у потомков Адама.
По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов «не хорошо быть человеку одному» (Быт. II, 18) была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.

Согласно апокрифу христианства «Тайная книга Иоанна» Сатанаил – сын бога Творца, в гордыне и зависти захотел уподобиться невидимому отцу создателю и сотворить свой мир. Отец не стал запрещать, дав ему свободу и волю, но лишь заметил, что он не владеет силой любви.
Семь дней «небесных» было отведено Сатанаилу. Примечание: 1 «небесный день» равен тройному обороту солнца вокруг центра Галактики, астрономы говорят, что это примерно 750 млн. лет.
И с помощью падших ангелов, перешедших на его сторону он сотворил свой мир без любви, создал животных, питающихся плотью и кровью, птиц и рыб, питающихся падалью, чтобы пожирали они все живое, созданное невидимым отцом.

Сотворил человека по образу своему и подобию, ибо видел он людей на Земле созданных невидимым Отцом. Создал он из глины два тела человеческих и повелел ангелам второго неба войти в них. И назвал человека в образе мужчины Адам, а в образе женщины – Лилит. И стали они спорить, кто из них старший, и спор их был великий, ибо созданы они по образу и подобию Сатанаила. И устал Сатанаил от споров их, и отдалил Адама от Лилит. То есть люди уже были созданы Творцом по своему образу (бытие 1:27). В оригинале Библии вместо слова «Бог» слово «Элохим», т.е. Боги. А Сатанаил, т.е. Господь Бог (в оригинале Яхве или Иегова) творит по своему подобию из глины, т.е. кремниевая основа, а у нас углеродная основа.

И навел Сатанаил сон на Адама, и взял часть от него, и сделал другое тело, в образе женщины и назвал ее Ева. Сотворил Сатанаил рай на галактическом востоке от Земли, чтобы люди жили изолировано и не знали о невидимом отце, и восхваляли только его, Сатанаила. И поставил им запрет не вкушать плода от древа познания добра и зла.
А Самаэль, падший ангел воздуха, вошел в змея и принял облик прекрасного юноши, которого видел он в земле гиперборейской, это страна где жили наши предки Славяно-Арии. Обманул он ангела первого неба, который был в образе Евы, уговорив вкусить его от плода познания добра и зла, и вкусила она от запретного плода и познала добро и зло. Самаэль в личине обольстил Еву ласковыми словами и сотворил с ней плотское дело.
Адам же, видя все это, тоже вкусил от запретного плода, и преисполнился желания греха и исполнил его с Евой, в прославление змея. И от змея родила Ева сына Каина и дочь Калмену, а от Адама – Авеля, убитого впоследствии Каином.
То есть Ева родила от Самаэля «приобрела я человека от Господа» (бытие 4:1) и от Адама еще родила брата его, Авеля (бытие 4:2). Про дочь Калмену сказано в иудаизме, из Библии ее убрали.

После убийства Каином Авеля, Сатанаил не дал убить сына Каина, а поселил его в Земле (планете) Нод, на востоке от Эдема (бытие 4:6).
А что стало с Лилит? После того, как отделил Сатанаил Лилит от Адама, он отдал ее Самаэлю в жены и родила она сына Саваофа, который, когда вырос получил власть от Сатанаила власть над всем звездным воинством. Во многих христианских церквах он изображен на тучке с надписью: «Господь – воин вседержитель Саваоф» и над ним еще глаз в треугольнике (всевидящее око). Треугольник символизирует Сатанаила, Самаэля и Лилит, которые «над ним». т.е. Саваоф – внук Сатанаила.

В Талмуде образ Лилит разработан более детально. Она изображалась как крылатый демон с длинными волосами, обитающий в пустых домах и овладевающий мужчинами во сне против их воли. Этот образ породил множество толкований и легенд. Наиболее ранняя и самая известная из них изложена в апокрифическом еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира».

Итак, Лилит была первой женой Адама. Она была создана, как и Адам, из глины и праха – и тут же затеяла с мужем спор о равенстве. Мы оба равны, говорила она, потому что созданы из одного материала. Никто из них не слушал другого. Тогда Лилит произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела.
Лилит поселилась в пещере на берегу моря, где, по преданиям, живет до сих пор. (Здесь уместно вспомнить, что древние иудеи верили в то, что вода притягивает к себе демонов!) Она занималась любовью с демонами и за достаточно короткий срок родила тысячи детей. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов.

Оставшийся в одиночестве огорченный Адам стал возносить молитвы Творцу, который немедленно послал за беглянкой трех ангелов. А Адаму сказал так: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно».
Ангелы настигли Лилит в Красном море – в том самом море, где, по словам Бен-Сира, позднее «суждено было пропасть египтянам». Они передали ей слово Божье, но она не согласилась вернуться к Адаму. Ради того, чтобы сохранить независимость, первая феминистка Лилит готова была смириться с ежедневной гибелью собственных детей. В свою защиту Лилит сказала ангелам, что ее предназначение – портить детей: мальчиков – на восьмой день после рождения, а девочек – на 20-й. Она поклялась не трогать младенцев, если у них будут амулеты с именами всех трех ангелов.

В книге Зогар приводится подробное описание власти и генеалогии демонов, в том числе Лилит, а также различные версии появления Лилит на свет. Согласно книге Зогар, ангелы бросили Лилит в море, где ей предназначалось оставаться до искупления греха Адама. Позже Господь вызволил Лилит и дал ей силу для наказания сынов человеческих «за грехи отцов».
В народной культуре, как и в культуре книжной, образ Лилит как бы двоится – это и прекрасная соблазнительница, и злой дух, губящий рожениц и младенцев. Эта двойственность восходит к каббалистической традиции, а также к более древней традиции, сложившейся в талмудическую и, возможно, доталмудическую эпоху. В обоих случаях Лилит выступает в качестве одной из «цариц» демонов; повелительницы царства злых сил, губительницы как новой жизни, так и человеческой души. Ее чары ведут к тому, что имя человека, загубленного ею, исчезает из памяти людской. Лилит, как и прочие демоны, подчинена планете Марс и живет долго, до Страшного Суда.

Несомненно, Лилит - наиболее негативный женский образ еврейской мифологии. С ней связано великое множество легенд и поверий; например, если ребенок смеется во сне в лунную ночь – это означает, что с ним играет Лилит (для избавления от такой напасти следовало дать ребенку легкий щелчок под носом). Нельзя было также сушить пеленки на открытом воздухе и на лунном свете из-за опасности воздействия чар Лилит на ребенка и т.п.
Чтобы уберечься от Лилит – как, впрочем, и другой нечистой силы, – в народе применялись разнообразные магические приемы: особые травы, которые служили оберегом мужчине, соблазняемому Лилит, письменные или печатные амулеты, огонь.

Впрочем, в религиозных кругах не любят говорить о Лилит, не принято произносить вслух имя злых сил. Умолчание до сих пор считается одним из самых мощных средств борьбы с этими досадными явлении.

В современной культуре Лилит лишилась каких-либо сверхнегативных качеств. И как будто не было демоницы Лилит, враждебной материнству, убийцы и похитительницы младенцев! Лилит становится воплощением демонически-соблазняющего начала в женщине. В европейской литературе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно благодаря возросшему интересу к каббалистическим текстам. Впервые это имя появляется во второй части Фауста, где правду о ней раскрывает Мефистофель. Позднее английский поэт Данте Габриэль Россетти, вдохновленный легендой о Лилит, пишет поэму Eden Power... А один из наиболее известных примеров изображения Лилит как прекрасной соблазнительности – рассказ А. Франса «Дочь Лилит».
Трагедия героини новеллы Лейлы, дочери Лилит, в том, что она, как и ее мать, не причастна к страданиям, горестям, страстям человеческим, а значит, и к счастью. Бессмертие Лейлы лишено смысла; не зная любви, она может принести людям только зло...

Можно ли представить без этой прекрасной соблазнительницы русскую поэзию Серебряного века – дерзкую, ломающую старые нормы и традиции? О Лилит писали Марина Цветаева, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Федор Сологуб. В их творчестве – как, например, в этом стихотворении Николая Гумилева – прекрасная неземная Лилит противопоставляется простой обыденной Еве:
«У Лилит - недоступных созвездий венец,
В ее странах алмазные солнца цветут;
А у Евы - и дети, и стадо овец,
В огороде картофель и в доме уют».
Лилит недостойна ничего. Всего достойна любопытная, мудрая, сладкая, пустоголовая Ева. Её дочери – почти весь женский род. О дочерях Лилит дано знать лишь некоторым отважным безумцам. Но как бы ни был счастлив Адам, сытый, обласканный, убаюканный Евой, по ночам он всё же глухо тоскует по той – окаянной, чьё имя он даже не смеет назвать

Татьяна:
Все три образа Адам, Лилит и Ева в библейском толковании созданы без любви и поэтому они психологически незрелые и неустойчивые, все трое несчастны и не могут сложить между собой.

Юрий:
Изучая мифы про Еву и Лилит обнаружил, что данные проявления не являются для меня гармоничными. До изучения мифологии у меня было устойчивое представление о положительности образа Евы и отрицательности образа Лилит. Сейчас для меня эти образы представляются равнозначными, не имеющими привлекательности. Образы Евы и Лилит, описываемые в стихотворении, Николаем Гумилёвым представляются мне крайними значениями женской привлекательности не вызывают у меня желания сделать выбор в пользу одного из них. Близкий моему сердцу образ женщины находится где-то посередине, живой человек может проявляться по разному.

Анна :
Для меня знакомство с образом Лилит в религиозных и мифологических источниках подняло важный вопрос: почему создание человека в них не ассоциируется с творящей парой? В Библии есть Бог-Отец, Бог-Сын и Бог Дух Святой, но нет богини-матери. Не с этой ли попыткой исключить женское начало из акта творения, отказать женщине в изначальной божественности связано последующее искажение и дуализация образа женщины на два полярных начала: Еву и Лилит? И противопоставление женственности, чувственности и материнства.
В славянской традиции всё сущее и род человеческий созданы творящей парой - Сварогом и Ладой, мужской и женской ипостасями Единого Бога - Творца. Мне этот образ намного больше отзывается и вдохновляет стремиться к высокому Божественному творению в своей земной жизни, к созданию семьи и лада в ней. И в то же время я вижу в себе разделённость и борьбу образов, созвучных Еве и Лилит.. И знания из прошлого, от разных народов помогают мне исцелиться, отпуская программное, восстанавливать своё живое настоящее женское и узнавать и находить своё место рядом с мужчиной. Благодарю! В добрый путь!



0
Stay Informed

When you subscribe to the blog, we will send you an e-mail when there are new updates on the site so you wouldn't miss them.