Наш сайт находится в отладочном режиме. Пожалуйста, сообщайте об ошибках на почту:

Блоги сообщества

Здесь мы делимся своим опытом, наработками, мыслями
17 мин. займёт чтение (3311 слов)

Группа 18. Диагностика рисунков.

D3uygtuXkAARsY-.jpg-large_451a2adf224a43fd807244f35390b2fd

За прошедший месяц мы диагностировали ситуации в наших семьях, используя проективную диагностику - рисунки. Основное преимущество этого метода в том, что именно проективная диагностика является «обходным путём» к бессознательному. Детям (да и часто взрослым) сложно открываться через беседу, тестирование, потому что включаются защитные механизмы психики, срабатывают сознательные убеждения, желание выглядеть идеально. Рисунки помогают раскрыться. Чтение бессознательных процессов , проявленных на бумагу, помогает понять ребёнка, изучить его таланты, узнать его потребности. Диагностика рисунков помогает увидеть что именно происходит с ребёнком, что его беспокоит., как ему живётся в семье, есть ли с кем конфликты. И мы постарались все увиденное перевести в свои задачи.

Лариса Нестеренко

Рисунки человека для меня являются своеобразным паспортом, который без прикрас и масок фиксирует состояние на здесь и сейчас. Детские рисунки - паспорт семьи, где видно как ребёнок воспринимает каждого члена семьи, как ребёнок чувствует себя в этом пространстве. Мои дети повторяют свои рисунки примерно через год и очень видна динамика, видно как улучшается ситуация и это просто окрыляет меня на дальнейший труд с собой. Например, я обрела опору на себя, взяла ответственность, отделившись от родителей, и на рисунках младшей дочки это отразилось, она в качестве семьи стала воспринимать именно нашу семью, исключив остальных родственников.

Настоящие рисунки показывают, что моим детям очень не хватает уверенности в себе, есть тревожность, страх. Мы с мужем видим, что можем им в этом помочь, уважая их. Даже с простой просьбой «прибери за собой» можно обращаться по-разному, можно высокомерно приказать с внутренним ощущением своего превосходства и своей правоты, а можно уважительно попросить, обращаясь лично. Держим курс на уважение. Плюс, поможем детям стать увереннее, если применим активное слушание и ещё чаще будем обращаться к ним через Я-сообщения. Ценить своих детей, замечать их достоинства, не менее 4х объятий в день. Быть внимательнее к их беспокойству, страхам, больше разговаривать (для этого нужно быстрее разбираться с собственным напряжением и не витать в облаках).

Очень важная открылась тема замкнутости, агрессивности, вины. Здесь учимся разговаривать о своих чувствах, принимать разные чувства через признание их и проговаривание. Возможно дети, отражая нас, тоже станут открытее и увереннее.

Вижу у детей то же состояние эмоциональной нестабильности, что и у меня, стремлюсь решать свою проблемы без побегов.

Ещё увидела такую проблему через рисунки младшей дочери - размытые личные границы. Выяснилось, что она считает меня главной в комнате, поэтому не стремится прибирать, наводить уют, организовывать удобное пространство. Я уже не вмешиваюсь в её причёску, засыпание, купание, еду. Есть намерение - передать ей ответственность за другие сферы.

У детей увидела защитное фантазирование, размытые границы реальности и фантазии. Сначала я была в шоке и вообще не знала, что с этим делать. А после тренинга Воздушные замки выдохнула с облегчением. Когда проблема переведена в задачу, то не так всё страшно… :) Не стоит переживать за детей, есть что изменить в себе.

Ну и, конечно, с неуверенностью и заниженной самооценкой детей нам помогут альтернативные варианты нашего родительского авторитарного отношения из книги Млодик.

Сложнее всего мне было разобраться в том, что рисунки сына нам говорят. С одной стороны он взрослый, 19ти летний молодой мужчина, который не так уже опирается на семью, потихоньку отделяется, становится самостоятельным. Но с другой - мы сейчас находимся в одном энергетическом пространстве и всё равно зависим друг от друга. Здесь очень помог муж, решили, что необходимо собираться всем вместе, несмотря на разницу в возрасте у детей, это поможет ощутить ценность и значимость каждого члена семьи. Прикинули, чем можно заниматься.

Самое ценное для меня во всей этой работе то, что направление мы с мужем выбрали совместно по каждому пункту, согласовали и движемся в одну сторону с любовью и поддержкой.

Кошель Андрей и Настя.

Настя. Впервые диагностировали рисунки Радмилы. Надо сказать во мне это вызвало массу разных чувств и подняло из глубин души разные мои программы. Я чётко увидела в ней себя, свои затыки и сложности. Самое первое и самое большое - это то что она мало живёт в реальном мире. На рисунках об этом говорят бесконечные дома, уходящие своей перспективой в горизонт. И ещё огромный цветок рядом с ней на автопортрете. Ей больше нравится жить в фантазиях и иллюзиях. Она очень любит разговаривать с царевнами из мультика или подружкой из садика, которой нет рядом. Она придумывает себе иллюзорный мир, потому что там она успешна и спокойна. Я тоже долгое время жила в мире, который сама себе придумала. Не так буквально как дочка конечно, но по принципу действия это примерно тоже самое. Мне было хорошо и комфортно в своём мире. В нём я была сильной, умной, красивой и смелой. Меня все любили и хвалили. А что нужно было сделать, чтобы вернуться в реальную жизнь? Увидеть себя настоящую. Но это могло стать слишком большим стрессом и разочарованием в себе. Смогла бы я из этого вылезти? Кто его знает. Поэтому могу точно сказать, что это был мой защитный механизм. Получается, что у дочки так же. В своих фантазиях она практически всемогущая. Она может брать ведущую роль. Она может всё что угодно. Не так как в жизни. И ещё один момент. Помимо этого, когда она начинает играть с воображаемыми подружками, я могу понять что ей мало меня. И она добирает этой игрой то, что не смогла взять у меня.

Что делать. Самое первое, самой расставаться со своими иллюзиями. Быть ещё честнее с собой. Делать в жизни то, что ещё не делала, потому что боялась.

Одним словом - действовать. А в непосредственном общении с дочкой - больше проводить с ней времени. Больше разговаривать и общаться. Показать ей своим примером, как прекрасен этот мир. Настоящий мир.

Ещё мы поняли, что у дочки нет понимания семьи. Она нарисовала семью на двух листах, потому что не поместилось, говорит... При чём Арину 2 раза и в красном платье поближе к себе. Она к ней очень тянется. Но от Арины идёт сильное отторжение. Радмила это уже чувствует и говорит об этом. Но ей всё равно хочется быть ближе. Папу и Макара она не нарисовала совсем. В случае с Макаром это понятно, а вот в случае с папой нет. К Макару у неё есть ревность. А вот папа занимается ею, и часто у него получается с ней взаимодействовать даже лучше чем у меня. А вот через то что она не понимает кто её семья у меня вылезло куча программ, собственное чувство вины. И главное мне самой не вполне ясно кто есть моя семья. Как ребёнку то понять. Задача стоит самой разобраться с тем что вылезло. Понять, кто есть моя семья, если по-честному. Дочка считает с меня.

В рисунке "дом", дочка нарисовала 3 дома. Два многоэтажных и один поодаль одноэтажный. Она не понимает чётко где её дом. Ей, как и мне сложно перестраиваться между жизнью в городе и в деревне. Не успевает освоиться, как пора уезжать. Это происходит и со мной. Нигде система не завершена, приходится расфокусироваться по двум домам. И в итоге какое-то раздвоение получается. Что же здесь делать. Здесь всё немного сложнее, чем с первыми двумя пунктами. Здесь уже высвечивается проблема несложения в паре. Нечестности с собой по отношению к этому вопросу. Есть чувство, что просто независящие от нас факторы не дают нам разобраться. На самом же деле, это наш побег и замещение пустот внутри бесконечной движухи. Это придаёт ложное чувство развития, движения по своему пути и значимости. Хотя на самом деле ходим по кругу.

Себя Радмила нарисовала с большими ушами и распростёртыми ладонями. Ей не хватает внимания, тактильного контакта со значимым взрослым и хочется, чтобы больше слушали. С рождением младшего, естественным образом внимания к ней уменьшилось. И она стала более самостоятельной. Здесь только организация времени и вера в ребёнка помогут.

Эта диагностика дала мне встряску. Я всколыхнулась и посмотрела на задачи, которые стоят в работе с дочкой, новыми глазами. Как обухом по голове дало. "Настя, что же ты делаешь! Всё ведь так очевидно! Бери и делай!" Невероятно благодарна этому опыту и группе за честность!

Андрей. У меня не столько осознаний сколько у супруги видимо по причине меньшего объёма уроков, которые идут через дочь). Тем не менее несколько важных моментов хочу подчеркнуть:

  • Семья 👪, у нас сложносоставная семья и для себя вижу задачу внести ясность ребенку в его семейную картинку и семейную иерархию. Это значит в том числе разобраться с местом сестры Арины и папы.
  • Отношения. Как бы мы не были близки, но и моего внимания ей недостаточно. Она очень радуется нашим играм и общему времени. Тут речь идёт о моих приоритетах и моей иерархии ценностей. Есть с чем работать. Конечно это не единственный "маячок" для меня, но очень важный.
  • Дом 🏠. Поддержу жену, что тут есть элемент несложения пары. Опять же не единственный знак, но очередное подтверждение разрыва внутренних энергосхем.

Хочу согласится со всей группой, что дети замечательные помощники в диагностики семейной атмосферы и качества внутренних связей и среза текущей картины мира. Не могу рисунки считать главным или одним из главных инструментов такой диагностики, все таки много разных факторов влияющих на перенос осознанности детей на бумагу, но безусловно, как дополнительный способ анализа, особенно в группе, является хорошим ресурсом в работе.



Татьяна Никитина

Проведенная диагностика рисунков показала, что в семье имеет место детоцентризм, нарушена семейная иерархия и от этого не хорошо всем. Поэтому первая задача которая была поставлена снять детей с пьедестала и перестать вращаться вокруг их в плане сделать так чтоб все дети были довольны и счастливы. И обратить внимания на себя, какая я женщина, жена, мама, как я складываю с Ромой, какие цели собственно воспитания, и что мы хотим взростить в них через 20 -30 лет, какие они будут. И посмотреть верны ли метод выбран для того чтобы прийти к цели.

Нарисованные рисунки Радой на начало работы в группе и спустя два месяца, указывали на улучшения климата в семье, главенствующую роль отца, наличия двойки с сестрой, а также обнажали незакрытую потребность в эмоциональном контакте, нежности; неуверенность, беспомощность по отношению к окружающей среде; нежелания слышать и слушать друг друга, а также слабость позитивных межперсоональных связей. В связи с чем поставленна задача улучшать эти самые позитивные связи уходя с роли указывающих и критикующих родителей в роль близкого друга и мудрого старшего, через обнимашки, узнавания что было интерено, запомнилось в прошедшем дне, совместные чтения книг, игры, походы, привлечение ко взрослым делам с просьбами о помощи.

В рисунке Полины в нашу семью входят еще и родители мужа. Тоже посмотрели в эту сторону, влияние на нашу семью, мнений и знаний как надо жить, учить детей, что есть и т.д. Дедушка перестал возить детей в школу и они прекрасно справляются сами. Полина, буквально как две недели начала сама выходить во внешний мир и ездить на автобусе в школу и на кружок, ей нравится ее взрослость и самостоятельность и в то же время есть необходимость, чувствовать родительскую заботу, охрану и поддержку. Да кстати сказать истерики которые были до этого, злость, раздражение и плохое настроение стали реже ее посещать, видимо не хватало двигательной активности из за страха внешнего мира, сидела дома, читала и гулять не ходила.

В рисунке Димы видно, что он живет во внутреннем мире, общение с людьми в тягость, не хочет слышать критики в свой адрес, что вся семья отключена от потока Творца. Здесь задача первоочередная самой выходить во внешний мир, общаться с людьми, строить отношения с сыном на уважении в нем мужского начала, дружбы и принятия, уважении его границ. Верить, что он справится и преодолеет все уроки и испытания которые выбрала его душа.

Роман Никитин

В рамках работы нашей группы провели анализ рисунков как своих, так и детских. Получились интересные результаты:) С одной стороны ожидаемые, а с другой - иногда и неожиданные.

Например для меня было неожиданным увидеть что мы не умеем слушать друг друга. Но рисунки говорят об этом абсолютно ясно. И действительно, когда я об этом задумался - получается так что я готов их слушать только когда я хочу, а не когда им надо. Да и слушаю зачастую не внимательно. Так, если сын делится своими переживаниями от компьютерной игры - так и хочется его перебить и попросить рассказать что-то другое. Плюс подтверждением неумения слушать служит и то что я почти ничего не знаю об их взаимоотношениях в школе, их преподавателях, их друзьях. А раньше то я был уверен что я отличный слушатель!:)

Плюс рисунки указали на еще один важный момент - что в семье на первом месте стоят дети, а не я сам и не пара. И действительно, как-то само собой часто получается что делаю все что надо для детей, Тани и ничего для себя. Так что это перевел в задачу и стараюсь теперь уделять время еще и себе (хотя получается пока средне).

Это то что я увидел про себя и что для меня важно, так как с это надо срочно прорабатывать. Само собой что диагностика выявила и много вопросов по детям. особенно конечно меня поразили рисунки Димы, которые оказались очень схематичными. Что проявило его закрытость от мира, нежелание выходить во внешний мир и проявлять себя. И это действительно в нем есть, но за повседневной рутиной (школа, дом, уроки) это трудно увидеть. Ну а начинать буду конечно с установления контакта и сперва - с того чтобы выслушать и понять его в данный момент времени. Не то каким я его воображаю, каким он старается казаться, а то какой он есть.

С дочками тоже ситуация интересная - через младшую дочку пришло видение что в ней много накопилось невыраженных эмоций, а так же что я и сын не хотим смотреть в мир, так как она нас нарисовала с закрытыми глазами:) Все рисунки у нее яркие, насыщенные. Но не хватает связи с землей, судя по отсутствию ног и мамы и старшей сестры:)

А вот у старшей дочки в ее образ семьи оказался включен дедушка. Тоже есть над чем подумать - получается его влияние на семью достаточно значимое, чтобы она так нарисовала. И тут напрашивается единственный выход - уделять время себе и детям больше, что бы все же в образе семьи были мы с Таней, а не мы плюс мои родители. Эта ситуация уже довольно длительное время проявляется в разных моментах и с чем то уже справились, а с чем-то еще только предстоит. Но вот рисунок еще раз указал что еще есть с чем работать:)

В общем и целом - благодаря рисунком получилось больше понять что сейчас происходит в семье и на что надо обратить внимание здесь и сейчас. И да, кое что оказалось неожиданным, так что советую каждому изредка проходить такую диагностику.

Елена Бойкова

Диагностика рисунков началась с самих рисунков. Старшего сына Пашу 18 лет и среднего Вову 9 лет пришлось просить несколько раз. Они совсем не хотели этого делать. Только мои доводы о том, что это очень важно для развития родителей смогли их убедить и я получила долгожданные рисунки. Рисунки у обоих мальчишек выполнены простым карандашом без применения цвета. Девочки Маша 7 лет и Надя 5 лет рисовали с удовольствием. Много разукрашивали и любовались рисунками.

Рисунки Паши 18 лет показали процесс отделения сына от семьи и стремление создать свою семью. Тонкие неуверенные линии рисунков говорят о его неуверенности в себе, боязнью положиться на собственные силы. Увидела его потребность замкнуться в себе. Много пустого места на листе бумаги ассоциируются у ребенка с пустотами в его в жизни, отсутствием позитивных эмоциональных переживаний, теплых отношений, заботы и т. д. Возможно, ребенок чувствует себя одиноким, что может быть связано с проблемами общения со сверстниками, или остро переживает отсутствие чувства защищенности и безопасности, причиной чего могут быть семейные взаимоотношения. На рисунке семьи он написал Мы дети-не выделяя детей и себя. Делаю вывод по Паше-включать больше его в наше с мужем пространство, выделять для общения с ним больше времени.

Рисунки Вовы 9 лет показали хорошую адаптацию в среде и уверенного в себе человека. Показали его большое желание отделиться от семьи(нарисовал себя отдельно от родителей и от сестер, но ближе к старшему брату) Себя изобразил в позиции силы на рисунке с большими кулаками и мускулами. Привык и в жизни многие вопросы решать с помощью грубой силы, но из рисунка видно что в глубине буди не принимает это свое поведение по отношению к младшим сестрам. Так же увидела чувство бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его активность и чрезмерно его контролируют. Вывод буду больше общаться с Вовой и пытаться показать ему его значимость для меня и для семьи. А так же показать ему его уникальность.

Машин рисунок яркий и красивый. Рисовала с удовольствием. В ходе анализа выявила однако отсутствие чувства защищенности и безопасности в семье. Это во многом связано с агрессивным поведением к ней Вовки. Да и я частенько бываю с ней груба. Рисунок показал застенчивость Маши-это в жизни у нее ярко выражено. Нет представления у нее о собственном будущем. Могу как мама больше расширять ей картину мира, разговаривать с ней про ее будущее, разминировать страхи. Увидела через анализ прямолинейного, вспыльчивого ребенка, не способного сдерживать свои эмоции, контролировать импульсы, склонного к риску. Но при этом страх проявляться, открыться. Как мама могу научить ее проживать свои чувства, открываться и проживать эмоции. Принимать ее в любых ее проявлениях-это поможет ей не замкнуться в себе, а учиться проявляться в мире.

Надюша 5 лет. Рисунки выполнены в цвете с большим удовольствием. Основной вывод который я сделала анализируя ее рисунки- незрелость ее в эмоциональном плане.

Увидела что ей недостает тепла, заботы, опеки или наличие конфликта во взаимоотношениях с близкими, ее неспособность выразить свои чувства в семье.

Крайние трудности в контактах с другими людьми Психологическая недоступность, замкнутость Трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). Как мама могу помочь ей выражаться в семье, адаптироваться ей в группах сверстников и внутри семьи. Увидела много агрессии направленной в отношении Нади-это тоже часть моего воспитания и отношения со старшими Вовой и Машей, которые бывают грубы с ней. Увидела ее отношение к Маше-Она стоит у нее на пьедестале. Она постоянно сравнивает себя не с собой, а со старшей сестрой. Маша для нее идеал совершенства. С одной стороны неплохо, что она восхищается старшей сестрой, но я могу показать ей ее ценность и ее свой путь развития непохожий на Машин путь.

Павел Бойков

Интересная работа была проведена в группе по диагностике рисунков детей. Удивительно, как это вообще можно, человек пишет рисунок в свободной форме без подсказок и корректировок, вроде иногда полная неразбериха и хочется его поправить подсказать. Но в том и суть, каким то удивительным для меня образом он вкладывает в этот рисунок свои чувства и свое состояние и отношение к окружающему миру.

Анализ начали с рисунков старшего сына Павла и по нему мне в целом уже многое понятно было, мы уже уделяли этому вопросу внимание, но когда все это можно было диагностировать через анализ его рисунков. Все мои недоработки, все вылезло наружу без прикрас. Неуверенность, тревога, боязнь положиться на собственные силы

Недостаток энергии, нерешительность, проблемы с социумом.

После анализа поставил перед собой цель: Максимально возможно включать сына во все вопросы семьи, спрашивать его мнение и его видение, способствовать ему в вопросах принятия самостоятельных решений в социуме. Через рисунки увидел что у него есть свои цели быть самостоятельным, создать свою семью и он уже видит этот образ. А для меня возможность передавать свою КМ на эту тему. Обсуждать свой собственный опыт и те уроки которые пришлось пройти. И основное это меняться самому.

Вовка меня порадовал своим желанием к самостоятельности -отделение от семьи стремлением к свободе. Но главное на что я обратить внимание, мы как родители сдерживаем его, возможно личным примером или своим поведение. Ставлю себе на контроль. Не сдерживать, дать больше свободы к самостоятельности, работа над своими страхами

Девчонки порадовали своими цветными рисунками. За Машей уже давно замечал ее застенчивость, даже закрытость, вспыльчивость . Она сама мало что спрашивает чаще приходится ее расспрашивать. Поставил перед собой цель как можно больше разговаривать на разные темы и еще мы теперь с тренировки ходим пешком, т.е. у нас появилось время быть вместе и делиться своими чувствами.

Надюшка пока очень сильно зависима от взаимоотношений со старшими детьми и все время сравнивает себя, но за нее я не переживаю! Анализ показал устойчивого человека, амбициозного, решительного, упорного. Чем то моя противоположность! Как показала диагностика, противоположность и другим членам семьи: раскованность, раскрепощенность, хорошее расположение духа, отсутствие напряжения. Активность хорошая адаптационность к среде. Буду брать с нее пример, любить от души и всем сердцем. Как и всех остальных членов моей семьи.

Еще хочется заметить. Мы уже больше полгода работаем в группе Мы - родители. И по диагностике рисунков могу с уверенностью сказать, мы как родители, сильно продвинулись в своих устремлениях к гармоничному взаимодействию с детьми в нашей семье. Ура нам и нашей группе! Так держать!

2

Читайте также:

 
  Ваш текущий доступ не позволяет просматривать комментарии в этом разделе

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://ma3.su/